?

Log in

No account? Create an account
veniamin1
Великое искусство портрета Валентина Серова. 
23rd-Jan-2016 04:59 pm
Великое искусство портрета Валентина Серова(1865-1911)

Это мой пост из 2012-года. Я его подработал в тексте и кое-что добавил в видеоряд.


Портрет И.Ю. Грюнберг_1910_Серов Валентин Александрович (1865-1911)
Портрет И.Ю. Грюнберг_1910_Серов Валентин Александрович (1865-1911)
Серов был замечательный рисовальщик. А его графика в портрете принадлежит к высшим достижениям жанра. Я покаже ещё немного ниже.
Серов в России был в его собственном классе. Один такой. И он всё время менялся и шёл к новому. И всего 46 лет жизни.


Портрет К.А. Обнинской с зайчиком. 1904Leonardo da Vinci, Lady with an Ermine (Portrait of Cecilia Gallerani) around 1489–1490, Leonardo da Vinci, (1452-1519)
Портрет К.А. Обнинской с зайчиком. 1904 Серов В.А.(1865-1911)(в девичестве Салова_1880—1928)-------------------------------------------------Дама с горностаем, 1489–1490 . Автор, (очень вероятно) Леонардо да Винчи

"Дама с горностаем", считается первым настоящим ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ портретом. Этому, как и большинству из того что создал революционер Леонардо да Винчи, следовал весь мир.
Но Серов, в противоположность даме Леонардо, создал очень тёплый, лиричный портрет. Замечательно. Муж этой дамы, В.П. Обнинский, был выдающийся кадет и общественный деятель,
который всей его жизнью работал для России. Бессеребренник. Не то что его соседи-помещики.

Ему принадлежало семейное поместье Белкино.(Калужская область) Когда-то им (Белкиным) владели Годуновы. Как раз когда Борис был царём. Либеральный Серов разделял взгляды и одобрял
всё что делал Обнинский и в 1904 году гостил в Белкино. Тогда он и написал этот замечательный портрет. Взгляните. Прямо таки флюиды распостраняются от дамы к нам.
Город Обнинск, вобще-то, назван по этому кадету, Виктору Обнинскому. В крайнем случае, как дань его семье. Этот портрет такого уровня, что на него можно смотреть
снова и снова. Конечно, это только моё мнение. Я ни на кого не давлю. Если кто-то интересуется, то этот монохром сделан пастелью. Вот такое разнообразие.

Летом (Портрет-О.-Ф.-Серовой) 1895, Серов В.А.
Летом (Портрет О.Ф.Серовой) 1895, Серов В.А.

Позирует жена Серова. Картина называется "Летом".
Всё прекрасно. И сам портрет. У Серова всегда психологичный портрет, а не картинка типа--" Ах! Ну, прямо КАК ЖИВОЙ!"-- Портрет написал лучший портретист России. И ещё, ЛЕТО!!
Выгляните в окошко, а потом снова посмотрите и почувствуйте--ЛЕТО! У Серова было прекрасное чувство композиции. Этот маленький кусочек неба, абсолютно на своём месте.
И эта синева (без каких-нибудь перистых облаков, как сделали бы очень многие)заканчивает совершенство летнего пейзажа. Закройте рукой этот кусочек неба и посмотрите. Вы сразу поймёте
о чём я говорю. Это уже без прямого импрессионизма, но зато это уже собственный стиль Серова.
Если бы только этот пейзаж, даже без фигур, написал кто-то типа Шишкина, вы бы даже не запомнили картину.

Серов пару лет (подростком наверное) жил у его выдающейся тёти. Она с мужем -- основатели русского дошкольного образования. Я всё рассказал в предыдушем посте про него. Жмите в метках
-- Серов. Но при этом, не в пример его выдающейся маме, тетя находила время для шести её собственных детей, для племянника и для приёмной дочки, на которой Серов и женился.
Вообще-то Серов даже у Репина жил в Москве одну зиму, когда ему было 14 лет. Его мама, сумела подсунуть Серова Репину ещё в Париже, за несколько лет до этого. Выдающаяся дама. Уже взрослым, Серов
привёз к тёте товарищей художников, Дервиза и Врубеля. У Врубеля был роман с той дочкой
Марией, которая в предыдущем посте на всемирно знаменитой картине Серова "Девушка освещённая солнцем". Её сын стал французским лауреатом Нобелевской премии. (читайте в метках СЕРОВ) Но
Врубель поматросил и поехал в Киев расписывать Собор. А там Высшие Попы не полюбили его западное и достаточно абстрактное искусство.

Вообще-то, как православные священники они были правы. РПЦ --это православие с собственной традицией иконописи и фресок. У Дервиза был роман с другой дочкой, на которой он женился, а
Серов окончательно влюбился в воспитанницу тёти, Ольгу, и она стала его женой. Серов написал её много раз.
Посмотрите ещё раз на лето, на деток и на замечательный портрет.

мужской портрет
Портрет И.И. Левитана 1900, Серов Валентин Александрович.(1865-1911)

Мы видим Левитана в зимнем пальто. А умер он в этом же году в августе. Значит на портрете ему осталось жить несколько месяцев. За год до этого(примерно.забыл точно когда) Левитана
послушал и посмотрел как врач, Чехов. И он твёрдо и практически спокойно написал в письме, что Левитан уже не жилец.

Они были настоящие атеисты. И не сюсюкали, надеясь в душе на мистику, как сегодняшние.

Даже когда Левитан умер, он всё ещё не дожил до сорока лет почти целый месяц. Чехов умер через четыре года. Они были одногодки. На портрете мы видим старика. Серов всегда писал
правду.
Даже для последнего Царя он не сделал исключение, в работе этого же, 1900-го года. За семь лет до этой работы Серов написал его знаменитый портрет Левитана в возрасте 33 года. И там мы
видим крепкого чёрнобородого еврея. То что написал через семь лет Серов, это и есть выгляд Левитана перед смертью.
Нажмите в метках СЕРОВ и посмотрите на то, как поразительно Серов написал смерть во взгляде умирающего Лескова.
Прямо над портретом Лескова вы увидите и Левитана в 1893 году..

Валентин Серов -- великий портретист России.

Портрет вел. княжны Ольги Александровны, 1893
«Портрет вел. княжны Ольги Александровны, 1893

Это младшая сестра Николая II, Великая Княжна Ольга Александровна. В этом году ей исполняется 11 лет. Она была дочерью датской художницы-любительницы и стала
художником с профессиональным образованием. Она прошла весь (я думаю, что весь) курс в каком-то из художественных учебных заведений столицы у известного тогда педагога-художника.
Если вы нажмёте в метках --Мария Фёдоровна--то вы увидите несколько работ матери и пару работ этой дочки, Ольги.
Поэтому, как художница, Ольга наверное с пониманием относилась к тому, что будущим поколениям останется её портрет, написанный Серовым.

Серов, чуть-чуть, сделал девочку интереснее чем она была на самом деле. Но в остальном, точный портрет. Как ему это удавалось? Как он видел и
понимал главное в людях? Ольга не была семи пядей во лбу. В её дневниках, в дневниках уже взрослого человека, мы видим как она с готовностью принимает
чужое мнение, которое она услышала в разговорах за завтраком у её брата-Царя. Серов точно написал уровень её способности мыслить.
Даже Репин не всегда бывал на высоте в его портретах. Крамской и Перов были скучными. Им не хватало талантов именно
портретиста. Интересные портреты бывали у Кустодиева. Но Серов, чем дальше, тем точнее. Портретист-психолог большого таланта.

Портрет А.Я.Симонович,1889, Русский музей
Портрет А.Я.Симонович,1889, Русский музей

Это портрет ещё одной двоюродной сестры из пачки дочек его тёти. Потом Аделаида вышла замуж за брата художника Дервиза. Дервизы были железнодорожные магнаты.
Это ещё импрессионизм. Обратите внимание на то, что у Серова просто не бывает скучных или неинтересных портретов. Как хорошо смотрится эта работа.
Не бывает. Он как и Гойя учился портрету у великих, а не у пошлых. Можно было выбрать в учителя, гремевшего тогда Бугеро (Бугро), не так ли?
Но Серов смотрел на работы Гальса, Тициана и конечно же, на великого портретиста в мировом искусстве, на Веласкеса. Гойя к двум учителям,
к Рембрандту и к Веласкесу, добавлял третьего, самого великого по его мнению учителя,--природу, естество. Я чувствую, что так было и с Валентином Серовым.
Серов твёрдо знал, что он станет художником лет с 11-ти. И он сам определил свою судьбу. Ещё мальчик! Сейчас расскажу.

Портрет П.А.Мамонтовой, 1889
Мамонтова Параша (1889)__частная коллекция,
___Прасковья Анатольевна Мамонтова (в замужестве Рачинская, 1873—1845)


Параша, это красивое и тёплое русское имя. Не будьте пошлыми идиотами, или вообще мудаками.
Семья Мамонтовых была очень разветвлённой. Это одна из племянниц Саввы Мамонтова. Вы обращаете внимание на то, что у Серова не видно
портретов с одним и тем же или с похожим подходом? Во главе каждого портрета стоит психология и внутренний мир сидящего для Серова.
Поэтому все работы написаны индивидуально и все портреты оригинальны.

Серов почти нигде формально не учился в его жизни. Когда он окончил три класса гимназии, он сказал что будет художником и оставил гимназию.
Хорошо когда родители сами такие большие таланты и всё понимают, не правда ли?
Когда ему было 15 лет, то есть в 1880-ом году, Репин сдал его в Академию. В Академии Серов всё усваивал моментально и почти что из воздуха.
Меньше чем через четыре года, Серов ушёл из Академии, потому что больше ему нечему было учиться. Если Левитану в Москве дали диплом учителя каллиграфии,
чтобы еврей не числился в художниках, то у Серова вообще не было никакого документа.
В Академии учились семь-восемь лет. Совсем нередко бывало и дольше. Но Серов не интересовался дипломами. Ему нужно было только искусство.

Потом он стал профессором и действительным членом Петербургской АХ. И так как он ценил только искусство, то в 1905 году,
он — и другой, цельного характера русский художник, Василий Поленов — поступили как достойные творческие люди. В знак протеста против того, что это был президент Императорской академии художеств,
Великий князь Владимир Александрович (одновременно и Главнокомандующий войсками гвардии и Санкт-Петербургского военного округа),— кто в ночь с 8-го на 9-ое января (ст. стиль)
приказал князю Васильчикову стрелять, если народ двинется к Зимнему дворцу, — Валентин Серов и Василий Поленов вышли из академиков. Искусство было для Серова всё. Похоже что в нём вообще не было тщеславия.

Девочки Н.А. и Т.А. Касьяновы, 1907Две маленькие девочки.1911 Шиле Эгон (1890-1918)
Девочки Н.А. и Т.А. Касьяновы, 1907, Серов В.А--------------------------------------------------------------------------------------Две маленькие девочки.1911 Шиле Эгон (1890-1918)

Для меня эти две работы перекликаются, почти что напрямую. И не только потому, что мы видим две пары девочек.
И разница между экспрессионизмом и реализмом не мешает, правда? Что же здесь общего? Для начала обратите внимание на то, что у австрийского "развратного" экспрессиониста и у русского
строгого реалиста/импрессиониста совершенно нет умилительности в портретах этих деток. Без умилительности трудновато было обойтись. По разным причинам. Ренуар, например, льстил
мамам-заказчицам из высшего круга финансистов и всяких магнатов без всякого стеснения вообще.
Похоже, что Ренуар считал, что это правила игры и их надо соблюдать. Но не забывайте, что Ренуар единственный из основателей импрессионизма был из трудящегося бедного народу.
Кроме таких случаев, бывало что художники и сами ощущали умиление детками. Великие умели писать деток без умилительности. Не хочу перечислять для сравнения, потому что не удержусь и обязательно
начну втыкать примеры, то есть портреты.
Ладно. Не удержался.

Дети. 1899. Серов Валентин Александрович. Русский музей
"Дети" 1899. Серов Валентин Александрович. Русский музей

Это ж его сыновья. Никакой умилительности, а? Это не совсем портрет. Это жанр жанра. Жанровая работа ещё больше располагает к умилительности.
У каждого художника может быть умилительная работа с детками. Но у одних это исключение, а у других —правило. И не путайте любовь к своим детям, как например
у Кустодиева, — замечательная дочка Ирина с собакой — и умилительностью.
Мне кажется, что Серов умел не смотреть на детей сверху вниз. Это непросто. Мы смотрим на детей сверху вниз почти что автоматически.
А дальше делал дело его талант. Русское искусствоведение не представляет себе деток без умилительности.
Поэтому про эту работу сказали, что здесь написаны "Суровая объективность" и "Нравственная чистота". ХА-ХА-ХА! Там есть ещё бессмысленные откровения от мудозвонов. Но только за эти дебильные шаблоны нужно
тупой и ржавой ножовкой отпилить яйцы(sic). А если это писАла дама? Всегда найдётся, что отчекрыжить во имя искусства! Для искусства — не пожалеем ничего. ХА-ХА-ХА-ХА!!
=================================================
Серов-портретист у меня раскидан по разным постам. Я очень хочу собрать всё это вместе и переписать со многими сравнительными примерами. Сюда хорошо бы портрет Гойи с умершим восьмилетним грандом Испании.
Даже про мёртвого мальчика Гойя не написал умиление. Лучшие портреты Гойи так же само есть верх портретного искусства, как и лучшие работы Валентина Серова.
Ниже сссылка на мою последнюю публикацию в сообществе "История искусств" — "Мужской портрет" Франсиско Гойи. Кто не видел ещё — рекомендую. Таки да получилось.
По-моему дама-профессор снова закрыла для меня сообщество. У неё на премодерации есть мой пост, но он не появляется. Если это так, то больше я туда уже и сам не пойду.
Она не пускала меня в сообщество почти пять лет. Пусть их.

http://history-of-art.livejournal.com/991816.html

Вениамин.
This page was loaded Nov 22nd 2017, 5:52 am GMT.