?

Log in

No account? Create an account
veniamin1
Два женских портрета Генриха Манизера и Царь-освободитель. 
24th-Feb-2017 01:43 pm
Два женских портрета Генриха Манизера и Царь-освободитель.

Ко мне время от времени попадают читатели, которые по разным причинам читают посты из
прошлых годов. В этот раз на коммент такого читателя в ЖЖ к посту из 2013-го года про два портрета Г.Манизера, я ответил иллюстрированной статеечкой в
формате коммента. Вроде бы получилось нескучно. Так что я фактически помещаю не тот старый пост, а комменты к нему в скриншоте.
Пост я добавил только для того, чтобы было понятно и ясно.


Портрет Стеллы Семеновны Манизер 1895г., Манизер, Генрих Матвеевич (1847-1925)
Портрет Стеллы Семеновны Манизер 1895г (первая жена художника). Манизер, Генрих Матвеевич (1847-1925)

Манизер был известен, вплоть до уровня знаменитости. Одну его батальную (скажем, военную) работу купил Александр III. Александр III не очень-то
разбирался, но его датская жена была не самой плохой художницей-любительницей. Их дочка, младшая сестра Николая, Ольга, даже стала, если сказать официально, профессионалом. Она окончила
одно из художественных заведений столицы, которые готовили художников.
И педагог у неё был достаточно известный. Если кто-то хочет взглянуть, нажмите в метках — Мария Фёдоровна. И вы увидите немного работ мамы-царицы и дочки-царевны. Один раз можно взглянуть
для интересу. Но Манизер писал его батальные и многофигурные сцены в чистом академическом стиле и к тому же в академической консервативной традиции. Напыщенность, помпезность или
в лучшем случае громоздкость и отсутствие динамики, перевешивают в этих работах всё остальное. Но о вкусах не спорят. Скажем (но только для примеру) так. Кому нравятся не только сюжеты
Верещагина, но и его стиль, тем подойдёт и Манизер.

Но у Манизера определённо был талант портретиста. Портреты писали многие, но талант портретиста — дело редкое. Эти портреты не стыдно показать. Конечно, как очень часто случалось
в истории живописи, работа для себя (Стелла — первая жена художника) интереснее заказного портрета аристократки. На этот портрет можно посмотреть, не правда ли? Портрет жены более поздний,
и академизма времён классицизма-романтизма, уже нету. Но и графиня тоже получилась неплохо. От этой жены у художника было четверо детей. Один из них знаменитый советский скульптор
Манизер, Матвей Генрихович. Очень советский. И очень знаменитый в официальных кругах. Возможно вы слышали имя.

Портрет графини С.А. Бобринской, 1878, Манизер Генрих Матвеевич (1847-1925)j
Портрет графини С.А. Бобринской, 1878, Манизер Генрих Матвеевич (1847-1925)j

Тоже хорошо, правда? Есть психологизм, то есть мы видим характер этой дамы. Насколько этот гордый характер создан правдиво,
а не для лести заказчику(це), мы не знаем.
Наверное Манизер немного польстил графине. Это было обычное дело и в 19-ом веке и во все предшествующие века.
Всё зависело от отношений с заказчиком и от личности самого художника. Например Рубенс всегда приукрашивал маму Людовика XIII Марию Медичи.
И не только её. Это был вынужденный конформизм для творческого человека во все времена.
А вот Гойя писал его королеву, жену Карла IV, Марию Луизу, такой же страшненькой на лице и в костях(sic) какой она и была. И королева не выгнала его,
хотя это она правила Испанией. Такие у них были отношения. И такой был Гойя.

А на этот портрет определённо хочется взглянуть. В этом и есть волшебная сила искусства, как это называют пишущие люди.
Конечно этот портрет выполнен значительно раньше, чем портрет Стеллы, и поэтому он всё ещё написан в устаревшем,
академическом стиле. Его бы надо передвинуть в Пушкинские времена.
Но если не придираться, то портрет смотрится.


Манизер, Генрих Матвеевич (1847-1925) комменты
ССЫЛКА на оригинал скрина:
http://veniamin1.livejournal.com/353189.html

Вениамин
This page was loaded Nov 21st 2017, 8:29 am GMT.