?

Log in

No account? Create an account
veniamin1
Ниеминен, Фолке Эйнович. Талантливый художник в Петрозаводске, а потом в Финляндии. 
22nd-Jan-2012 03:47 am
Ниеминен, Фолке Эйнович.
Талантливый художник в Петрозаводске,
а потом в Финляндии.(1931-2010)


by Nieminen  Folke(1931-2010)ro (USSR, from 1983 Finnish artist)

В ноябре (12 числа) была годовщина советско-финского,
а с 1983 года художника Финляндии, Фолке Ниеминена. 80 лет с рождения.
Позавчера, 20 января, Музей изобразительный искусств Республики Карелия,
Петрозаводск, открыл выставку посвящёную Ниеминену и его времени.
Я помещаю несколько работ этого интересного портретиста.

Portrait of a women in white. 1957,by Nieminen  Folke (1931-2010)(USSR, from 1983 Finnish artist)
Фолке Ниеминен "Портрет женщины в белом" 1957.(на берегу Онежского озера)

Это первая работа, которую Ниеминен написал и выставил после окончания
Мухиной (Штиглица сегодня). Одна из самых его удачных работ.
Так иногда случается.
Ниеминен, конечно писал тогда в стиле реализма
(он стал студентом ещё при Сталине), но ко второй половине
20-го века воздух плэнера, воздух импрессионизма, уже
присутствовал везде.
Эту работу нельзя пропустить взглядом. Если взглянете, то ОБЯЗАТЕЛЬНО
взгляд зацепится и потом уже не сразу отпускает, правда?
Это не просто притягательная дамская картинка.
Вполне психологический портрет. И как удачно.
Просто и удачно. Попозже, его портреты бывали слишком серьёзные и
усложнённые.Так мне кажется.
И какая хорошая вода. Вода не фон. Она почти полноправный участник.

Я был на Онежском озере в это время года, летом, и в такую же погоду.
Тихая-тихая вода. И солнце отблескивает в глаза от воды так, что больно.
Надо было одевать тёмные очки.

И вообще. В сторону рассуждения.
На этот портрет приятно смотреть. Портрет получился.
Что ещё надо?

Composer Eduard Patlaenko  by Nieminen  Folke (1931-2010)(USSR, from 1983 Finnish artist)
Фолке Ниеминен "Портрет Патлаенко" (композитор Эдуард Патлаенко.)

Мы с вами не знакомы с композитором.
Может быть он и был такой серьёзный мужчина.
Но я ощущаю этот портрет, как немного больше усложнённый,
чем надо.
Ниеминен работал. Он вкладывал в его портреты всё что мог.
А мне всегда что-то не подходит. Поэтому не слушайте меня.
Смотрите и оценивайте сами.
Финские коммунисты, которые сбежали в СССР, народили сына в Петрозаводске.
Но через два года отец умер и Ниеминен прожил с матерью 24 года Ленинграде.
После окончания Мухиной, он вернулся в Петрозаводск. Годы жизни, учёбы -- и не
меньше, а скорее и больше --- годы общения в таком городе как Ленинград тех лет,
заложили в Фолке фундамент культурного и развитого либерала, а не просто сделали его
художником в советской культуре.

Photobucket
Фолке Ниеминен, "Тяжбуммашевцы" 1969г.

Это не так просто, как может показаться, нам, советским.
Во-первых эта работа, справедливо оценивается как последняя картина
в советском искусстве, которая есть достойный и талантливый портрет рабочих.
Ничего, кроме плаката сделанного под портрет рабочего или рабочих,
и подходившего под стандарты ведомства Жданова-Суслова, в СССР, с после войны не писали.
Это неплохая работа. Это живопись. Она конечно же напоминает рабочих Петрова-Водкина.
Те, мудаки, которые захлёбываясь визжат, что Петров-Водкин умышленно написал дебилов,
это безнравственные люди, которые пытаются
и сегодня нажить что-нибудь, на их, якобы, антисоветизме.
Раньше они же, эти же самые, наживали на АНТИИМПЕРИАЛИЗМЕ.

Industrial Workers, 1926_Petrov-Vodkin Kuzma (1878-1939) Russia-USSR artist.
Рабочие. 1926.
Петров-Водкин,Кузьма Сергеевич (1878-1939)


Ну??? Сами вы не только дебилы, но и подонки!!
Петров-Водкин, очень интересным стилем, написал мыслящих рабочих.
Или он не покривил душой, нужно спросить у него самого.

Но в то раннее, ещё в не людоедское время, бывал развитый рабочий класс
на заводах Питера. Потом и их задавили.
Рабочие, как ещё раньше до них крестьяне, поняли,что их обманули и
мыслить уже стало не интересно, а потом просто опасно. За год до этой работы,
Сталин вернул рабочему классу и госбюджету--ВОДЯРУ. Для замены мысли.
Я надеюсь, что ЯВНАЯ общность между этими двумя работами в направлении
талантливого подхода к похожей теме заметна не только мне.

=======================

Но это ещё не всё.
Посмотрите на рабочего с газетой на картине Ниеминена.
Рабочий читает "Литературную Газету". Тогда это была газета,
в которой можно прочесть не совсем стандартные и не слишком жёстко
вцепившиеся в положения официальной идеологии, мнения и статьи.
Весь строй и тональность картины,
а к этому всему рабочий с "Литературкой",
рассматриваются как художественный протест против того,
что сделали в предыдущем, в 1968 году, с чехами и словаками.
Но это не либеральная интеллигенция.
Это интересно написанные рабочие.
Недаром в 1983 году Ниеминен уехал навсегда в Финляндию.
А его положение как художника было очень хорошим. Его портреты покупали музеи.
и пять лет Ниеминен был во главе Союза художников Карелии.
Но уехал.

Portrait of an artist Krestovsky Yaroslav_ 1878,Nieminen  Folke (1931-2010)USSR, from 1983 Finnish artist)
Фолке Ниеминен.
Портрет художника Я.И.Крестовского, 1978 г.


ЭТО ТРАГЕДИЯ, а не советское фуфло!
Не воротите носом, а научитесь не судить поверхностно.
Это художник Ярослав Крестовский. Его дедушка, тот самый Крестовский,
который,--- никак не скажешь что чересчур творчески удачно,
зато успешно,-- в подражание Сю, написал "Петербургские трущобы".
Его папа был известный скульптор Игорь Крестовский, а сам Ярослав Крестовский был членом неформальной,
сегодня знаменитой как часть истории живописи России, ленинградской группы интересных
художников -- "Группа одиннадцати".
Я поместил на той неделе интересную футуристическую работу одного из этой группы,
художника Завена Аршакуни.
Когда Ярославу было 20 лет он потерял один глаз из за случая на охоте.
Видите?
Но в начале семидесятых у него начались проблемы с зрением и потом
он быстро полностью ослеп!
Мы видим 1978 год. А за год до этого, в 1977 году, Ярослав Крестовский
написал его последнюю работу.
Он ещё наверное что-то различает на момент этого портрета.
Но он уже не видит толком.
Сзади, фон, это не дурацкая прихоть Ниеминена, а картина самого Крестовского.
Зная всё это, посмотрите на жуткую трагедию во взгляде Крестовского,
которую написал Ниеминен. Крестовский знает, что он уже не художник.
Навсегда.

Посмотрите на взгляд! Вы видите???

=======================
Ниеминен был другом почти всех художников из "Группы одиннадцати!"
Это Ниеминен настоял перед влиятельными
советско-партийными боссами и главный музей Карелии , в котором сегодня
выставка, купил работы его товарищей. Талантливые и сегодня--ценные работы.
Ниеминен много сделал для создания полноценной, художественной жизни
в Карелии. Сегодня его с настоящей благодарностью вспоминают в Петрозаводске.

С 1983 года Ниеменен -- в Хельсинки. Но там он был нарасхват в общественной
жизни столицы.
И ему не хватало времени, чтобы работать. Поэтому он уехал в родной город его
отца--Пори.
Последние больше чем 20 лет жизни прошли в этом городе. Огромный спрос.
Он создал больше чем 200 портретов за это время. И такой, интересно мыслящий
интеллектуал, каким был этот художник, притягивал к нему все развитые слои
финского общества.
Долго говорить.
Конечно, про эмигранта (почти предатель) в Советском Союзе не очень-то
распостранялись.
Интересно, что из этого же города Пори происходит финский талант и знаменитый
иллюстратор "Калевалы" Аксели Галлен-Каллела.

Выставка продлится до 13 февраля. Там показывают и много интересных и талантливых
работ друзей Ниеминена из "Группы Одиннадцати". Не знаю для кого пишу. У Вербицкого
есть один из Петрозаводска, но он вообще не интересуется искусством.Почти что плюётся.
А уж то, что исходит от еврея, для него всё равно что яд КУРАРЕ.
Переживём это как-нибудь.


Вениамин.
This page was loaded Aug 21st 2019, 5:54 am GMT.