?

Log in

No account? Create an account
veniamin1
Моне и Ренуар --- интересное сравнение. 
20th-Aug-2012 04:08 pm
Моне и Ренуар --- интересное сравнение.

Auguste Renoir, La Grenouillere, Лягушатник, 1869,  Пьер Огюст Ренуар (1841–1919), Pierre Auguste Renoir (1841-1919)
Лягушатник, 1869 Пьер Огюст Ренуар
(1841–1919)Auguste Renoir, La Grenouillère.


Мне кажется интересным посмотреть на эти работы немного иначе, чем обычно.
Я бы с интересом почитал о том, что вы чувствуете и насколько вы разделяете то, что я собираюсь сказать об импрессионизме.
Это место, "Лягушатник", было местом традиционного отдыха работающего класса. (В том числе и рабочего класса.) Небольшие островки на Сене от Парижа в сторону Буживаля. Близко к Буживалю. Я рассказал
о Буживале в статье про "Танец в Буживале" Ренуара. Если вдруг, то просто нажмите в метках ---Танец в Буживале-- и смотрите/читайте. Там умер Тургенев, рядом с его Виардо. А вилла Виардо в Буживале была
центром для общения верхних творческих людей из Парижа.

"Лягушатником" это место называлось не потому, что на реке есть лягушки. Лягушками в этих местах назывались те современницы художников, которые жили согласно более раскрепощённой этике. Эти девушки
проводили на этих островках летние воскресенья с их мужественными партнёрами. Так это описал сам Ренуар. Бывало, что страждущие свободной любви приезжали на лягушатник и встречали партнёра (партнёршу) уже именно здесь.

"Лягушатник" не был только кафе, как пишут ленивые по-русски. Это был, примерно сказать, комплекс, состоявший из СПА (купание и водные процедуры), из лодочной станции,
из мест для прогулки и к этому всему стояло кафе на понтоне. То есть кафе стояло прямо на воде. Наверное во Франции комары не такие человеколюбивые как у нас, или у французов кровушка невкусная? Совсем незадолго
до этих работ сюда приезжал Император (Наполеон Третий) с женой и сыном. Это был неумышленный, но совсем неплохой ПиаР, не правда ли?
В 1869 году Клод Моне и Пьер Огюст Ренуар провели здесь пару месяцев рядом и вместе, создавая на полотне "Лягушатник". Оба художника на то время были голь перекатная. Просто не доедали. В следующем году Моне женился.
Потом семьи не доедали.

Claude Monet, La  Grenouillére,1869, Claude Monet(1840-1926)
Лягушатник, 1869, Моне Клод (1840-1926)
Claude Monet La Grenouillére


Отец Моне, как и отец Камиля Писсарро (оба состоятельные купцы), отказал сыну в поддержке, когда убедился, что Клод занимается чёрт знает чем, вместо настоящего искусства. А Ренуар просто происходил из бедности
рабочего класса. Несмотря на бедность, оба искали новое и не клепали продавабельные картинки.
Из письма Моне известно, что он сделал эскизы Лягушатника с разных точек и одну настоящую, большую картину. Картина принадлежала немцам и погибла в Берлине, во Вторую войну. То что мы видим, это эскизы. Поэтому
эскизы написаны широким мазком. Для выставки, то есть законченные работы, Моне писал более деликатным мазком. Как вы наверное и сами видите, Моне написал пейзаж с фигурами, как частью пейзажа.

Через 70 лет, Леже сказал, что человек должен перестать быть субъектом живописи, а стать объектом живописи. Не совсем точно, но очень похожее и сделал Моне. Совсем скоро, опосля, Моне совсем перестал писать фигурную
живопись. Ему не надо было. А Ренуар, как раз стал портретистом с неслабым уклоном в НЮ. Вот так они разошлись. Я уже столько понаписывал, что не знаю кто всё это станет читать. А я ещё не сказал того, из за чего я
взялся писать вообще. Ну и ну! Скажу чуть-чуть про картину.

Здесь мы уже видим МОНЕ. До их первой собственной выставки, с которой они стали импрессионистами, ещё 5 лет. Но мы уже видим фирменное ПОВТОРЕНИЕ У МОНЕ. Повторяющиеся складки на воде и, мало выделяющиеся или
отличающиеся, фигуры на островке и в кафе, похожие пловцы и совсем сливающиеся деревья.
И фигуры у Моне, конечно же, есть куда больше ОБЪЕКТ, чем СУБЪЕКТ. Они часть пейзажа.
Теперь посмотрите на Ренуара. И вы сразу ясно увидите, уже на этих работах, что художники начали движение в разные стороны. Ренуар написал многофигурную картину на фоне пейзажа. Его фигуры это СУБЪЕКТ его работы.
Поэтому они (фигуры) достаточно резко выписаны, различимее и цветастее. И Ренуар не поленился и выписал над ними вагон листиков.
Эти листики окончательно сделали островок с людьми центром притяжения всей картины. Очень интересно сравнивать. Разная техника, разная композиция и разные идеи. А пейзаж один и тот же.
Посмотрите.

La Grenouillere-2, Pierre Auguste Renoir , Лягушатник-2, 1869,Пьер Огюст Ренуар (1841–1919);
Лягушатник-2, 1869, Ренуар, Пьер Огюст,(1841—1919),
Pierre-Auguste Renoir, La Grenouillère-2


Цифру 2 в названии поставил я. Для разницы с верхней картиной Ренуара. Не будем обсуждать почему я не назвал эту картину так же, как работу Моне про эту же точку курорта, ниже этой репродукции.
Все эти работы обоих художников про эту географию называются просто и прямо--- "ЛЯГУШАТНИК". Если видите другое название, то его поставили те кто опубликовали репродукцию.
Одна из этих работ Ренуара, "ЛЯГУШАТНИК", живёт в Москве, в царстве мадам Антоновой. (ГМИИ им. Пушкина.)

Вы видите, что оба художника сдвинулись на пару метров влево. Но разница в их стилях, цвете, свете, композиции, в фигурах,--- ВО ВСЁМ, ПРАВДА?--- возросла в разы,--- если так можно сказать. Посмотрите на работу
Моне в этой же точке, ниже этой картины Ренуара. Очень интересно смотреть и сравнивать. Если вам неинтересно, то не переживайте. Мы все чувствуем по-разному.

Photobucket

Купальщики на Лягушатнике, 1869, Моне Клод (1840-1926), Claude Mone, Bathers at La Grenouillère

Есть что сравнить, а?

Когда только узнаёшь импрессионизм, а потом видишь их разные работы, то просто начинаешь иначе дышать. Я знал одного врача, фаната импрессионизма, который рекомендовал его астматикам в момент приступа смотреть
на пейзажи Моне. Это было ещё в Союзе, и у него в основном были кувшинки. Он меня уверял, что это им помогало. Я не уверен. Но ощущение от пейзажа на пленэре,--- лёгкость, квадратные мили воздуха и света,--- просто
поражают. Схватывают и долго не отпускают. Но потом, когда происходит привыкание, когда ближе узнаёшь работы тех, кто развился из импрессионизма в следующий авангард, тогда приходит ощущение, которое сравнимо
с реализмом.

Когда привыкаешь, то видишь, сделанный в другой технике и традиции, написанный не на станке, но тем ни менее, видишь пейзаж, который тоже есть в большой степени фотография. Как и реализм.
Только это иначе сделанная фотография. Я помню, когда я впервые это почувствовал. Наверное, я всё это чувствую не ко всем пейзажам импрессионизма, но к очень и очень многим. Постимпрессионизм и потом
экспрессионизм и т.д.,-- это не фотография. ИМХО. Я всё ещё по-настоящему люблю пейзаж импрессионизма,
но то что я однажды почувствовал не уходит.
А что вы скажете?


Вениамин.
Comments 
21st-Aug-2012 06:12 am (UTC)
Как всегда - большое Вам спасибо!
Скажите, а вторая Ренуара - это вопрос цветопередачи фотографии или поиски "своей" палитры самого Огюста?
21st-Aug-2012 12:32 pm (UTC)
Интересно, кто ещё задумался над этим?

У меня есть гигантская по формату монография о Ренуаре. Эту книжку иначе чем пошленьким термином---РОСКОШНАЯ--- не назовёшь.

Замечательные (по качеству)страницы этой книги заметно больше чем страница энциклопедии "Британника". И в ширину, и по вертикали.
То есть вы уже поняли, что у меня есть два вагона гигантского размера высококачественных репродукций Ренуара. Эти репродукции чуток
темнее, чем всё что я загрузил в комп из сети. Похоже, что это какая-то из современных версий, заменивших литографию.
Так вот, этот "Лягушатник", о котором вы спрашиваете, в этой книге таких же, не совсем привычных для глаза ярких цветов и оттенков,
но вся репродукция чуть-чуть темнее.
То есть, когда я говорю темнее, я говорю не о цветах, а о том показателе, который называется "ЯРКОСТЬ".

Где правда, я не знаю конечно.
Оригинал, на который к тому же надо смотреть при правильном освещении, всегда разнится от репродукции в книге и от электронной копии
на экране монитора.
Я когда-то показал всю эту петрушку и заметную разницу цветов и оттенков в электронных источниках и оригинала на стенке у "Сотби", но с
неправильным освещением (я думаю, что Сотби специально поместило оригинал под такой свет), на примере, кажется Сезанна(?). Сам забыл.

Это было время, когда Ренуар, как и все они, ещё искал новое и своё. В начале 80-х годов, после того что он попал под влияние Ренессанса
и именно Рафаэля (Рафаэль влиял на большинство художников), он почти перестал писать импрессионизм и не очень-то стремился к обновлению,
как это продолжали делать Моне и Писсарро. К концу 80-х Ренуар немного вышел из тупика.
По крайней мере, его НЮ снова стали достаточно интересными.
Ко всему этому можно и нужно относиться по разному. Но здесь, конечно же, не место для долгих разговоров.

Ренуар бывает очень притягательный и лёгкий. Лёгкость и воздушность во всём, включая его НЮ. За это мы его любим.
Но Ренуар бывал слишком лёгкий. Поэтому его НЮ, никогда не вышли на уровень Модильяни, а его портреты на уровень
настоящего психологического (ного?)портрета типа Веласкеса/Гойи или Серова.

Всего хорошего.

Вениамин.

P.S.У меня есть две очень разные версии того "Лягушатника", который живёт в Москве, у Антоновой в ГМИИ.
Фото по месту и электронная версия. Очень они разные. И очень годятся для иллюстрации к вашему вопросу.
Может быть чуток попозже, я их увеличу и сделаю всё что надо, а тогда я помещу наш разговор с этими двумя
репродукциями в отдельный пост.
Сначала надо принять пилюли. Если отпустит, то следите за нашей рекламой.

22nd-Aug-2012 03:53 am (UTC)
Очень надеюсь на чудодейственную силу пилюль!
Так как уж очень интересная тема тут затронута и оставить её без рассмотрения было бы непростительно!
Ведь действительно, как я помню, Моне имел неприятности со зрением и это очень сильно сказывалось на колорит его полотен (кажется после удачного лечения он пересмотрел свои работы и уничтожил часть из них), но это конечно многим позже "Лягушатника", а именно в Живерни.
22nd-Aug-2012 04:44 am (UTC)
Да, вы правы. Зато Моне не только пережил всех, но он закончил его гигантское панно перед самой смертью. Благодаря его другу,
неоднократному президенту и главе правительства, Клемансо, правительство купило и выставило эту гигантскую работу в спецпомещении.

Но импрессионисты уже не канали. Хорошо (имхо) что 86-летний Моне почти сразу умер. Верх взял постимпрессионизм, кубизм,
и конечно же экспрессионизм всех видов. Кроме этого было полно красивенького, типа Лемпицкой. И никто особенно не спешил
посмотреть на, по-настоящему титанический, труд Моне.
Этого мало трудиться как Титан. Надо ещё что-то. Долго говорить.

По-настоящему, импрессионизм вернулся в полной силе аж после войны. Где-то в начале 50-х я думаю. Вместе с Вивальди.
Этого восстановили через 200 лет. Появилась мода на камерную музыку.
Мне кажется, что в импрессионизме (не во всём, но во многих работах) тоже есть камерность. Вы не чувствуете так?
Почти ослеп за пару лет до смерти Дега. Он даже не мог читать газету. Служанка читала.
Очень подпортил себе, и так не очень здоровые глаза, пуантилизмом Писсарро.
Он перестал (не мог) писать мелкие детали и мазок стал поширше и поразмашистее.
Вы не видели на киноплёнке, как работает с руками (пальцами) парализованными ревматизмом Ренуар? До самой смерти.
Ему всовывают между совершенно негнущимися пальцами одной руки кисть (Не привязывают. Это миф. Тряпочки привязывали
между пальцами, чтобы кисть не натирала), а между пальцами другой руки вставляли зажжёную цигарку. И всё. Он был при деле и счастлив.
Ладно. Пошёл я спать.
Заходите.
Наверное всегда найдутся общие точки для беседы и обсуждения.

Вениамин.

Edited at 2012-08-22 04:45 am (UTC)
This page was loaded Oct 14th 2019, 3:04 am GMT.