veniamin1 (veniamin1) wrote,
veniamin1
veniamin1

Category:

Моне и Ренуар --- интересное сравнение.

Моне и Ренуар --- интересное сравнение.

Auguste Renoir, La Grenouillere, Лягушатник, 1869,  Пьер Огюст Ренуар (1841–1919), Pierre Auguste Renoir (1841-1919)
Лягушатник, 1869 Пьер Огюст Ренуар
(1841–1919)Auguste Renoir, La Grenouillère.


Мне кажется интересным посмотреть на эти работы немного иначе, чем обычно.
Я бы с интересом почитал о том, что вы чувствуете и насколько вы разделяете то, что я собираюсь сказать об импрессионизме.
Это место, "Лягушатник", было местом традиционного отдыха работающего класса. (В том числе и рабочего класса.) Небольшие островки на Сене от Парижа в сторону Буживаля. Близко к Буживалю. Я рассказал
о Буживале в статье про "Танец в Буживале" Ренуара. Если вдруг, то просто нажмите в метках ---Танец в Буживале-- и смотрите/читайте. Там умер Тургенев, рядом с его Виардо. А вилла Виардо в Буживале была
центром для общения верхних творческих людей из Парижа.

"Лягушатником" это место называлось не потому, что на реке есть лягушки. Лягушками в этих местах назывались те современницы художников, которые жили согласно более раскрепощённой этике. Эти девушки
проводили на этих островках летние воскресенья с их мужественными партнёрами. Так это описал сам Ренуар. Бывало, что страждущие свободной любви приезжали на лягушатник и встречали партнёра (партнёршу) уже именно здесь.

"Лягушатник" не был только кафе, как пишут ленивые по-русски. Это был, примерно сказать, комплекс, состоявший из СПА (купание и водные процедуры), из лодочной станции,
из мест для прогулки и к этому всему стояло кафе на понтоне. То есть кафе стояло прямо на воде. Наверное во Франции комары не такие человеколюбивые как у нас, или у французов кровушка невкусная? Совсем незадолго
до этих работ сюда приезжал Император (Наполеон Третий) с женой и сыном. Это был неумышленный, но совсем неплохой ПиаР, не правда ли?
В 1869 году Клод Моне и Пьер Огюст Ренуар провели здесь пару месяцев рядом и вместе, создавая на полотне "Лягушатник". Оба художника на то время были голь перекатная. Просто не доедали. В следующем году Моне женился.
Потом семьи не доедали.

Claude Monet, La  Grenouillére,1869, Claude Monet(1840-1926)
Лягушатник, 1869, Моне Клод (1840-1926)
Claude Monet La Grenouillére


Отец Моне, как и отец Камиля Писсарро (оба состоятельные купцы), отказал сыну в поддержке, когда убедился, что Клод занимается чёрт знает чем, вместо настоящего искусства. А Ренуар просто происходил из бедности
рабочего класса. Несмотря на бедность, оба искали новое и не клепали продавабельные картинки.
Из письма Моне известно, что он сделал эскизы Лягушатника с разных точек и одну настоящую, большую картину. Картина принадлежала немцам и погибла в Берлине, во Вторую войну. То что мы видим, это эскизы. Поэтому
эскизы написаны широким мазком. Для выставки, то есть законченные работы, Моне писал более деликатным мазком. Как вы наверное и сами видите, Моне написал пейзаж с фигурами, как частью пейзажа.

Через 70 лет, Леже сказал, что человек должен перестать быть субъектом живописи, а стать объектом живописи. Не совсем точно, но очень похожее и сделал Моне. Совсем скоро, опосля, Моне совсем перестал писать фигурную
живопись. Ему не надо было. А Ренуар, как раз стал портретистом с неслабым уклоном в НЮ. Вот так они разошлись. Я уже столько понаписывал, что не знаю кто всё это станет читать. А я ещё не сказал того, из за чего я
взялся писать вообще. Ну и ну! Скажу чуть-чуть про картину.

Здесь мы уже видим МОНЕ. До их первой собственной выставки, с которой они стали импрессионистами, ещё 5 лет. Но мы уже видим фирменное ПОВТОРЕНИЕ У МОНЕ. Повторяющиеся складки на воде и, мало выделяющиеся или
отличающиеся, фигуры на островке и в кафе, похожие пловцы и совсем сливающиеся деревья.
И фигуры у Моне, конечно же, есть куда больше ОБЪЕКТ, чем СУБЪЕКТ. Они часть пейзажа.
Теперь посмотрите на Ренуара. И вы сразу ясно увидите, уже на этих работах, что художники начали движение в разные стороны. Ренуар написал многофигурную картину на фоне пейзажа. Его фигуры это СУБЪЕКТ его работы.
Поэтому они (фигуры) достаточно резко выписаны, различимее и цветастее. И Ренуар не поленился и выписал над ними вагон листиков.
Эти листики окончательно сделали островок с людьми центром притяжения всей картины. Очень интересно сравнивать. Разная техника, разная композиция и разные идеи. А пейзаж один и тот же.
Посмотрите.

La Grenouillere-2, Pierre Auguste Renoir , Лягушатник-2, 1869,Пьер Огюст Ренуар (1841–1919);
Лягушатник-2, 1869, Ренуар, Пьер Огюст,(1841—1919),
Pierre-Auguste Renoir, La Grenouillère-2


Цифру 2 в названии поставил я. Для разницы с верхней картиной Ренуара. Не будем обсуждать почему я не назвал эту картину так же, как работу Моне про эту же точку курорта, ниже этой репродукции.
Все эти работы обоих художников про эту географию называются просто и прямо--- "ЛЯГУШАТНИК". Если видите другое название, то его поставили те кто опубликовали репродукцию.
Одна из этих работ Ренуара, "ЛЯГУШАТНИК", живёт в Москве, в царстве мадам Антоновой. (ГМИИ им. Пушкина.)

Вы видите, что оба художника сдвинулись на пару метров влево. Но разница в их стилях, цвете, свете, композиции, в фигурах,--- ВО ВСЁМ, ПРАВДА?--- возросла в разы,--- если так можно сказать. Посмотрите на работу
Моне в этой же точке, ниже этой картины Ренуара. Очень интересно смотреть и сравнивать. Если вам неинтересно, то не переживайте. Мы все чувствуем по-разному.

Photobucket

Купальщики на Лягушатнике, 1869, Моне Клод (1840-1926), Claude Mone, Bathers at La Grenouillère

Есть что сравнить, а?

Когда только узнаёшь импрессионизм, а потом видишь их разные работы, то просто начинаешь иначе дышать. Я знал одного врача, фаната импрессионизма, который рекомендовал его астматикам в момент приступа смотреть
на пейзажи Моне. Это было ещё в Союзе, и у него в основном были кувшинки. Он меня уверял, что это им помогало. Я не уверен. Но ощущение от пейзажа на пленэре,--- лёгкость, квадратные мили воздуха и света,--- просто
поражают. Схватывают и долго не отпускают. Но потом, когда происходит привыкание, когда ближе узнаёшь работы тех, кто развился из импрессионизма в следующий авангард, тогда приходит ощущение, которое сравнимо
с реализмом.

Когда привыкаешь, то видишь, сделанный в другой технике и традиции, написанный не на станке, но тем ни менее, видишь пейзаж, который тоже есть в большой степени фотография. Как и реализм.
Только это иначе сделанная фотография. Я помню, когда я впервые это почувствовал. Наверное, я всё это чувствую не ко всем пейзажам импрессионизма, но к очень и очень многим. Постимпрессионизм и потом
экспрессионизм и т.д.,-- это не фотография. ИМХО. Я всё ещё по-настоящему люблю пейзаж импрессионизма,
но то что я однажды почувствовал не уходит.
А что вы скажете?


Вениамин.
Tags: 19век, Буживаль, Живопись, Импрессионизм, Искусство, Лягушатник, Моне, Ренуар, Франция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments