?

Log in

No account? Create an account
veniamin1
Два женских портрета. Манизер Г.М. 
21st-May-2013 03:30 pm
Два женских портрета. Манизер Г.М.

Портрет Стеллы Семеновны Манизер 1895г., Манизер, Генрих Матвеевич (1847-1925)
Портрет Стеллы Семеновны Манизер 1895г (первая жена художника). Манизер, Генрих Матвеевич (1847-1925)

Манизер был известен, вплоть до уровня знаменитости. Одну его батальную (скажем, военную) работу купил Александр III. Александр III не очень-то
разбирался, но его датская жена была не самой плохой художницей-любительницей. Их дочка, младшая сестра Николая, Ольга, даже стала, если сказать официально, профессионалом. Она окончила
одно из художественных заведений столицы, которые готовили художников.
И педагог у неё был достаточно известный. Если кто-то хочет взглянуть, нажмите в метках — Мария Фёдоровна. И вы увидите немного работ мамы-царицы и дочки-царевны. Один раз можно взглянуть
для интересу. Но Манизер писал его батальные и многофигурные сцены в чистом академическом стиле и к тому же в академической консервативной традиции. Напыщенность, помпезность или
в лучшем случае громоздкость и отсутствие динамики, перевешивают в этих работах всё остальное. Но о вкусах не спорят. Скажем (но только для примеру) так. Кому нравятся не только сюжеты
Верещагина, но и его стиль, тем подойдёт и Манизер.

Но у Манизера определённо был талант портретиста. Портреты писали почти все, но талант портретиста — дело редкое. Эти портреты не стыдно показать. Конечно, как очень часто случалось
в истории живописи, работа для себя (Стелла — первая жена художника) интереснее заказного портрета аристократки. На этот портрет можно посмотреть, не правда ли? Портрет жены более поздний,
и академизма времён классицизма-романтизма, уже нету. Но и графиня тоже получилась неплохо. От этой жены у ходожника было четверо детей. Один из них знаменитый советский скульптор
Манизер, Матвей Генрихович. Очень советский. И очень знаменитый в официальных кругах. Возможно вы слышали имя.

Портрет графини С.А. Бобринской, 1878, Манизер Генрих Матвеевич (1847-1925)j
Портрет графини С.А. Бобринской, 1878, Манизер Генрих Матвеевич (1847-1925)j

Тоже хорошо, правда? Есть психологизм, то есть мы видим характер этой дамы. Насколько этот гордый характер создан правдиво,
а не для лести заказчику(це), мы не знаем.
Наверное Манизер немного польстил графине. Это было обычное дело и в 19-ом веке и во все предшествующие века.
Всё зависело от отношений с заказчиком и от личности самого художника. Например Рубенс всегда приукрашивал маму Людовика XIII Марию Медичи.
И не только её. Это был вынужденный конформизм для творческого человека во все времена.
А вот Гойя писал его королеву, жену Карла IV, Марию Луизу такой же страшненькой на лице и в костях(sic) какой она и была. И королева не выгнала его,
хотя это она правила Испанией. Такие у них были отношения. И такой был Гойя.

А на этот портрет определённо хочется взглянуть. В этом и есть волшебная сила искусства, как это называют пишущие люди.
Конечно этот портрет выполнен значительно раньше, чем портрет Стеллы, и поэтому он всё ещё написан в устаревшем,
академическом стиле. Его бы надо передвинуть в Пушкинские времена или ещё раньше.
Но если не придираться, то портрет смотрится.


Вениамин
Comments 
12th-Feb-2017 12:11 am (UTC)
Вряд ли Манизер польстил графине, т. к. её портрет написан через девять лет после её смерти с прижизненной фотографии 1869 года.
Anonymous
12th-Feb-2017 03:18 am (UTC) - Посмертный портрет всегда приукрашивали.
Если вы пытались сообщить мне о годах жизни графини, то за это спасибо.
В остальном ваше соображение не очень-то имеет смысл. Когда в те времена писали портреты монархов, аристократии и просто
платёжеспособных клиентов, то всегда льстили заказчикам и особенно заказчицам. Иначе могли не выкупить заказ и дело с концом.
Модильяни ни к кому не подстраивался. Этот итальянский еврей был очень гордый, и вообще, любил выпить и дать по морде. Иногда и он сам неслабо получал.
Он сделал прекрасный портрет для одной немецкой графини, но она отказалась его выкупить. Ей не понравились жёлтые тона. ДУРА.

Гойя наверное был единственный кто смел написать — и не однажды — свою королеву такой некрасивой и костлявой, какой она и была. А ведь эта королева с Годоем,
её любовником, правила страной. И Гойя написал её сына, тирана Фердинанда VII, жутким тираном. Но Гойя был один такой.
А в остальных случаях, льстили заказчикам(цам) при жизни и создавали умилительные портреты деток на радость их мамам, как это например, пачками делал Ренуар,
когда парижские банкиры стали его заказчиками.

И уж конечно обязательно приукрашивали посмертные портреты. И речи не было, чтобы с фотографии дословно(sic) переписали картинку.
Все заказчики хотели видеть дорогих усопших достойно и приятно выглядящими.

21261835.jpgАлександр II, 12-й император Всероссийский

Вы видите посмертный портрет Александра II. Вскоре после убийства, семья пригласила Маковского-портретиста (то есть Константина) и в основном по фотке, которую вы видите, он сделал портрет.
Вы видите какой царь на фотке уставший и заёбанный после пачки покушений на него? Да и годы уже старенькие, и голова уже лысенькая.

Маковский смело настоял против мнения семьи на приложении к царю собаки, взял картинку фотопортрета, чуток царя нарастил, расправил ему плечи, выпрямил спину,
создал царственную осанку, усталые и тревожные глаза заменил взглядом уверенного в себе немолодого, но ещё крепкого джентльмена, очень по делу вложил ему меж пальцев папиросу, умело прикрыл лысину,
элегантно закинул царскую ногу на другую и получился царь, которого не стыдно было бы и с Александром Македонским поравнять, если бы нам достался портрет тёзки Александра Второго.
Так и только так писали посмертные портреты с фотографии.

Спасибо за неравнодушный коммент с понятием. Этого почти не случается.

Всего вам хорошего.

Вениамин

Edited at 2017-02-12 03:23 am (UTC)
This page was loaded Oct 18th 2019, 1:49 pm GMT.