veniamin1 (veniamin1) wrote,
veniamin1
veniamin1

Category:

Пророк Иеремия. Репин лучше чем Рембрандт и Микеланджело. Искусство не принадлежит народу.

Пророк Иеремия. Репин лучше чем Рембрандт и Микеланджело.
Искусство не принадлежит народу.


Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима 1870, Репин Илья Ефимович (1844-1930)
Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима 1870, Репин Илья Ефимович (1844-1930)

Это 1870 год. Репину только 26 лет и он всё ещё студент в Академии. Только когда он вернулся из разных Франций в 1876 году, появился художник собственного
стиля и, современной его времени, техники.

А мы смотрим на работу выполненную в дубовом, негнувшемся академическом стиле. Но даже в этом стиле талант Репина создал настоящие чувства и эмоции.
Я набрал небольшой видеоряд на знаменитую в христианской живописи тему, в которой пророк Иеремия оплакивает разрушение Храма и города Иерусалима Нововавилонским царём Навуходоносором(ок. 634—562).
И множество еврейского народа вавилоняне увели в плен.
По-моему, Репин из этого ряда--лучше всех. Говорить тут -- особенно нечего. Посмотрите и послушайте как на эту картинку отзывается у вас внутри, где-то на уровне подкорки. Когда только взглядываешь,
уже первое впечатление ПРОСТО бьёт чувством ГОРЯ и БЕЗЫСХОДНОСТИ. Такой дубовый стиль! Но нету ощущения ложной трагедии или напыщенной, плаксивой фальши.
В это же время набирал известность и потом просто припиздеканную знаменитость, Генрих Семирадский, который всю жизнь писал в неподвижном академическом стиле фальшивые сладенькие картины.

Он писал часто на темы Древней Греции, Рима или Библии сцены, позволявшие НЮ. За эту бессмысленную и бесчувственную живопись Семирадский получал совершенно неслыханные деньги.
ИСКУССТВО НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ НАРОДУ! Народу принадлежит Семирадский и ещё пачки таких.
В этой работе Репина меня всегда удивляет то, как его талант сумел избежать фальши в этом, изначально, фальшивом стиле.
Репин мог быть совсем другим художником, если бы он не стал в первую очередь, как это называлось тогда--- служить народу его искусством.
Давайте посмотрим на ихних(sic) великих.

Иеремия, скорбящий о гибели Иерусалима,1630. Рембрандт Харменс ван Рейн,(1606-1669)
Иеремия, скорбящий о гибели Иерусалима, 1630. Рембрандт Харменс ван Рейн,(1606-1669)

1630 год. Рембрандт на два года моложе Репина. 24 года. И Рембрандт тоже ещё чётко не выработал свой стиль. У Репина, горе, и примерно сказать--КОНЕЦ ВСЕМУ!--- висит в воздухе, правда?
Рембрандт решил задачу на внутреннем уровне мудрейшего пророка. Это конечно можно. Ведь на самом деле Иеремия не плачет. Он оплакивает свой народ и его судьбу. Для этого не обязательно
рыдать вслух. Это, по-моему, и попытался создать Рембрандт. Нужно очень много говорить о всех деталях и тонкостях, чтобы отнестись к этой работе справедливо.

Но моё первое впечатление моментально сказало, что если переписать некоторые детали, то это мог бы быть Нестор, обдумывающий летопись (даже если он и не писал её.) это мог бы быть любой
святой христианства, который жил в пещере.
И т.д. Возможно, что этот человек, таки да, горюет. Но разве вы ощущаете, что он оплакивает гибель государства, народа и единственной святыни, которая связывала его народ с Богом? Счас вы
увидите Микеланджело с похожим подходом.

Гравюра из цикла «Библия в картинах», 1860 год. Плач Иеремии, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд(1794-1872)
Гравюра из цикла «Библия в картинах», 1860 год. Плач Иеремии, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд(1794-1872)

Это знаменитый иллюстратор 19-го века. Обычно из иллюстраторов помнят с тех времён знаменитейшего Гюстава Доре. Даже в советское время, если я не ошибаюсь, у меня были сказки с его иллюстрациями.
Этот иллюстратор, Юлиус Шнорр, знаменит его ксилографиями (классическая деревянная гравюра) именно на библейские сюжеты. Я хотел взять и гравюру Доре на эту тему. Но у Доре в этом сюжете, евреи
буквально заламывают руки, а пророк прислонился к белой стенке, как к печке. Вместо настоящих чувств, фальшь эмоций, изображённая стандартными, всем надоевшими словами приёмами.
А у этого товарища Шнорра получилась неплохая работа. В ней есть, его собственного стиля сдержанность, но нет равнодушного технического подхода к этому сюжету. Мы видим именно графическое решение.
Классика!
Сама ксилография очень непростая. Технически. Вы ж посмотрите в скольких местах Юлиус Шнорр создал такой тонкий, деликатный фон. Прекрасная иллюстрация к Библии. Этот художник выпустил Библейские
сюжеты в картинках. И в этой книге было много таких выразительных и искренних работ.

Пророк Иеремия, Роспись свода Сикстинской капеллы(1508-1512),  Микеланджело Буонаротти(1475-1564)
Пророк Иеремия, Роспись свода Сикстинской капеллы(1508-1512), Микеланджело Буонаротти(1475-1564)

Вот и товарищ Микеланджело Буонаротти. Очень серьёзный товарищ. Вполне можно верить тому, что он был и оставался девственником. Но так как он всё же влюбился в мужчину,
когда ему было лет 50, то, я думаю, что сегодня его могли бы притянуть к суду за неправильные мысли. Работа занимала всю его жизнь. Он не дожил две с половиной недели до 89 лет. Только работа.
Но надо сказать, что к концу жизни он был не самым большим, но магнатом. Только его поместье стоило 25 тысяч больших золотых флоринов. И т.д. Леонардо умер бедным, у его поклонника, французского короля.
Здесь Иеремия, как и у Рембрандта, погружён в себя. Микеланджело написал отчасти внешнее проявление чувств, но это не слишком убедительно. Иеремия задумался о чём-то неприятном, что требует решения.
Так это выглядит для меня.

Иеремия много раз по ходу истории предупреждал евреев о том, что они снова собираются принять ложное и опасное для народа и страны решение. Кончилось всё тем, что царь и его окружение, против совета Иеремии,
решили перейти на сторону врага Вавилона, на сторону Фараона. И когда Навуходоносор освободился он пришёл, и снёс с лица земли Иерусалим. У Микеланджело получился интересный пророк. Микеланджело был
портретистом.
Интересный, но неубедительный. К тому же я не люблю эти раскрашенные куклы на потолке Капеллы. Слишком яркие. Посмотрите ещё раз на работу Репина. Вполне ощутимое впечатление, что какая-то сила с размаха
шлёпнула пророка об стенку и прямо на этот приступок. Видите? Но он не замечает. Он оплакивает гибель страны, Иерусалима и Храма царя Соломона.
Красивая история. К сожалению, в таких случаях всегда можно предположить, что предвидения Пророка случились уже на бумаге (папирусе). То есть после того, что события произошли.
Так предупреждал своих Апостолов Христос о грядущих проблемах в Иерусалиме и в Иудее. ( восстание случилось через 35 (примерно) лет после его смерти).
Он не говорил им точно что случится и когда это случится, но рекомендовал им сразу же уйти из Иерусалима. И снова были уничтожены Иерусалим и Храм.
Писатели --опасный народ с воображением и с собственным мнением..

У меня в журнале (и в дневнике ЛЖР) Репин есть, в основном, не очень стандартный. Если вдруг, то нажмите в метках на его фамилию и посмотрите.
Репин мог быть совсем другим художником. Но он стал социально-политическим художником в первую очередь. Это был его собственный выбор.
Но интересно бы оценить, какую роль в этом выборе сыграло общественное давление извне.
Мудаки указывали Чехову в каких прогрессивных журналах он может печататься, а в каких консервативных (реакционных) не может.

"Поэтом можешь ты не быть...", это идиотские и достаточно провоцирующие слова, если они обращены к настоящему поэту. Или к художнику.
Искусство не принадлежит народу.


Вениамин
Tags: Гравюра, Живопись, Иеремия, Искусство, Капелла, Микеланджело, Рембрандт, Репин, Шнорр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments