?

Log in

No account? Create an account
veniamin1
Лиотар, Жан Этьен---желанный портретист Европы. Часть первая. 
6th-Feb-2011 11:57 pm
Лиотар, Жан Этьен (1702 – 1789)
Liotard, Jean-Etienne и его портреты.

Часть первая.

PhotobucketPhotobucketPhotobucket
Лиотар. Автопортрет, ок.1749

Совсем недавно, уже в этом году, те кому это надо, прочли в этом журнале о знаменитом и талантливом французском художнике из Швейцарии конца 19, начала 20 века,--- Фелисе Валлоттоне.

https://veniamin1.livejournal.com/tag/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%BE%D0%BD

Сегодня ещё один, в своё время сверхзнаменитый швейцарец, который в 18 веке был скорее не именно французским художником, а художником всей Европы.

Liotard,France,Maria Theresa,Pastel
Мария Терезия, правительница Австрии, Венгрии, Богемии и т.д..1762 г.
Лиотар, Жан Этьен (1702 – 1789) Liotard, Jean-Etienne

Как вы видите, --- это не нашенская царица, а Габсбургских кровей.
В те времена большинство царей и ихних(sic) цариц хотели иметь портреты, сделанные одним из двух королей пастели 18 века, Жаном Этьеном Лиотаром. Абсолютное большинство работ Лиотар написал (нарисовал) пастелью.
Самая большая неприятность насчёт пастели, это то, что краски не всегда хорошо сохраняются по сравнению с вариантом, который видели современники художника.

Но всемирно знаменитая, уже больше 200 лет, работа Лиотара (даже сегодня), пару лет сохранялась в ужасных влажных и холодных условиях, и с ней практически ничего плохого не произошло.
Может действительно есть Боги и Богини, отвечающие за гармонию и искусство?

Мария Терезия была мамой той девочки, портрет которой ниже.


Liotard,France,Pastel

Мы все знаем про эту девочку, потому что революция отрубила ей голову.

Из за того, что Мария Терезия стала императрицей против Саллического закона,---который в том числе, не позволял девочек на трон,--- случилась неслабая война за Австрийское наследство.

И как результат этой войны, войны за Австрийское наследство, в 1756 году началась СЕМИЛЕТНЯЯ война. Семилетняя вайна была Первой Мировой Войной. Никаких натяжек. Это была Первая Мировая война, которой не дали правильного названия.

Сама Мария Терезия правила очень противоречиво.
Это всё очень долго рассказывать.
Только для примера и понятия.
При ней, одно время, отменили смертную казнь, но она, Мария Терезия,
твёрже-твёрдого, поддержанная мракобесными ПОПАМИ, стояла против отмены ПЫТОК.

Она сформировалась и стала взрослым человеком между барокко и рококо,
и она не могла приспособиться и привыкнуть к
непонятной и неподходящей ей эпохе Просвещения.


Liotard,France,Pastel
Лиотар, 1762, Австрийская эрцгерцогиня Мария-Антуанетта (1755–1793)
Liotard, Archduchess Marie-Antoinette of Austria.


Про Марию-Антуанетту нужно сделать отдельный пост, вместе с пачкой её современников, включая её мужа.
Но мне---пока что неинтересно.
В Вене Лиотар написал (нарисовал), ещё одну или двух сестёр Марии-Антуанетты и ещё кого-то.
Во Франции был современник Лиотара, художник Латур, пастельные портреты которого считались тогда, --технически--, ещё лучше чем работы Лиотара.
Но сегодня, если смотреть ГЛАЗАМИ, то мы видим, что Латур льстил его богатым и могущественным клиентам,
куда больше чем это делал Лиотар. Лиотар, болеее ни менее писал правду. Иногда, даже цари хотят иметь такие портреты.
Он мягко написал Марию Терезию как мать и главу её семьи, а не противоречивую правительницу.

Но Мария Терезия родила 16 детей и 13 из них, выжили через возраст младенчества. Лиотар имел право так её написать.


Liotard,France,portrait
Автопортрет, (1744-1745) Дрезден.
Лиотар, Жан Этьен (1702 – 1789) Liotard, Jean-Etienne

Лиотар умел находить покровителей. В то время без покровителя было нелегко.
Маркиз Пюизье, французский дипломат взял его с собой в Италию.
Там, уже в 1735 году, Лиотар передвинулся в Рим, и в следующем году написал портреты
Папы Римского и нескольких светских и церковных князей (кардиналов). Так началась его слава в Европе.


Liotard,France,Pastel,portraitLiotard,France,Pastel
Лиотар, Девушка в турецком костюме с тамбурином. (между 1738 и 1745)

С одним из его покровителей, с английским лордом Дунканноном он побывал в 1738 году---- и возможно оставался там чуть позже,--- в Константинополе. (Стамбул)
По тем временам, Турция была сплошной возбуждающей экзотикой таинственного Востока. И Лиотар --возбудился.
Не он первый!
Его пристрастие к турецкому выражалось во всём. И в портретах дам и джентльменов, и в автопортретах, и даже в его ежедневном костюме.
Когда он приехал в Вену, за ним сразу и навсегда закрепилось прозвище--ТУРЕЦКИЙ художник.

Этот автопортрет, который чуть выше, создан тогда, когда Лиотар переехал из Австрии в Англию.
Там тоже была королевская семья и аристократы.


Liotard,France,Pastel,portrait
Лиотар. Девочка поющая в зеркало.

Liotard,France,portrait
Лиотар, Портрет мадам Boere в карнавальном костюме, 1746,
Liotard, "LA SIGNORA BOERE IN COSTUME DA CARNEVALE"


Я не стал вычислять данные про эту даму. Но я скажу, что наверное эта дама до самой смерти,
когда взглядывала на её портрет, была по-настоящему счастлива.

Посмотрите на эту женщину с некрасивыми чертами лица.
Лиотар написал(нарисовал) развитую, явно изысканного вкуса во многом, если не во всём,
утончённую, возможно ироничную, но без пошлости, ПРЕКРАСНУЮ даму. Именно--прекрасную!
Каждый раз, когда я вижу такой результат у талантливого художника, я вспоминаю "Прекрасную Кондитершу"
у Модильяни. Художники не соврали. Оба они не написали красавиц. Но они сделали их ПРЕКРАСНЫМИ.


Modigliani. The Beautiful Confectioner 1916
Прекрасная кондитерша 1916г.
Модильяни Амедео ( 1884-1920) Modigliani Amedeo

О вкусах конечно спорить нет смысла, не правда ли?

Кондитерша некрасива. Но она - прекрасна!


Liotard,France,Pastel,portrait
Лиотар. Портрет Франсуа Троншин с его картиной Рембрандта.
1757 Liotard, Portrait of Francois Tronchin with his Rembrandt painting


Какое классное воображение и соображение.
Я когда-то читал про эту картину Рембрандта. И может быть хорошо, что я сейчас почти ничего не помню.
Здесь не надо. Только впечатление портить.
Мне кажется, что это сам владелец Рембрандта придумал этот сюжет и эту классную идею. Но я не помню наверняка.
Интересно получилось.


Liotard,France,portrait,Pastel
Лиотар, AMI-JEAN DE LA RIVE ок.1758

У Лиотара (иногда) бывали разные по качеству техники работы.
Но он был классный портретист.
Посмотрите как эти тонкие губы создают характер джентльмена
и даже возможно говорят о том, как он относится к людям.

Liotard,portrait,France
Лиотар, Неизвестная.(картина без названия)

Liotard,France,Pastel,portrait
Лиотар, Портрет месье Levett и мадемуазель Glavany сидящих на софе.

Вот то, о чём я говорил чуть выше. На мой взгляд в картине нет достаточной динамики. Они же ещё живые,
эти французы изображающие турка и турчанку. А они сидят как куклы.
Конечно можно сказать, что так он показал отличие Востока от Европы тех дней.
Но мне определённо не нравится.


Liotard,France,Grand Vizir,Portrait
Лиотар, Портрет Великого Визиря, (1738-1743)

Все хотели портрет от Лиотара. А это были времена, когда Великий Визирь
бывал больше по значению чем сам Султан.


Liotard,France,Marie Adelade
Лиотар, Жан Этьен, Мария Аделаида Французская, 1753,
Liotard, Jean-Etienne, Marie Adelade of France 1753, Uffize Florence


Наверное всем царям и их дочкам с жёнами нравилось, что Лиотар их пишет
турками или с восточным привкусом.

Это дочка Людовика XV и его польской Маши. (Мария Лещинская)

Мари-Аделаида пережила всех её девятерых братьев и сестёр.

Работы Лиотара сравнительная редкость в музеях мира. Эта, как вы видите, находится в знаменитом музее Флоренции.
Дело в том, что уже стариком, он вернулся под конец жизни домой. Но и он и потом его сын женились на голландках.Поэтому львиная доля его работ досталась швейцарским и голландским музеям.
В богатой Америке, только в одной коллекции есть вместе пять работ. В галерее у миллиардера Гетти, который при жизни был самым богатым в мире.
Но так как Лиотар был продуктивным, то всё же в ведущих музеях есть его работы. Не слишком много.



Я сегодня должен был поместить значительно больше работ, чтобы уложиться в два блога.
Но не хочется и не можется. Так что, наверное, некоторые работы придётся из следующей части сократить.
Ничего страшного. У меня их слишком много. Зато я помещу самые привлекательные и интересные.


Вениамин.

Конец первой части.
Продолжение следует.
Comments 
7th-Feb-2011 07:36 am (UTC)
Больше всего понравилось сопоставление портрета мадам Boere с прекрасной кондитершей.
Неожиданно и чётко. "Перекличка сердец в лабиринтах судьбы".
7th-Feb-2011 08:33 am (UTC)
Знала Лиотара только по "Шоколаднице".
Какой интересный художник!
Марию-Терезию ,судя по ее памятнику в Вене,представляла совершенно другой - властной и сильной правительницей. А у Лиотара - она вся такая мягкая и нежная мать и даже никак не верится,судя по этому портрету,что она могла быть против отмены пыток.
Понравилась Мария-Антуанетта.Вся такая розовая - пастельная, а взгляд - уже тогда - королевский.Вот только непонятно, что она в руке держит.
Но больше всего я в восторге от девочки перед зеркалом. Я, конечно, не знаток искусства, но подобного сюжета нигде не встречала. Хотя знаю, что все девочки всегда поют перед зеркалом. И я пела, и моя дочка пела - красовались и представляли себя в будущем знаменитыми и красивыми...
А про мадам Boere мне кажется,что она изображена вдовой.Она хочет улыбаться, но это ей не очень удается, потому что она вся погружена в счастливое прошлое.
Интересны автопортреты,особенно второй.Похоже, что Лиотар был пытливым и легким человеком.Смотрит на меня и спрашивает "Как это ты до сих пор обо мне ничего не знала?" .
Турецкие картины не впечатлили.
Спасибо Вам большое!Очень многие в своих постах картины показывают, а ничего не рассказывают. А вы находите время, чтобы просветить таких провинциалок как я. За что Вам большая признательность.
7th-Feb-2011 07:35 pm (UTC)
Галя! (если надо Галина, то обязательно скажите.)

Вы прекрасно пишете. Вы пишете ваше собственное мнение. И вы делаете это прекрасно. Мне нравится с вами говорить.
То, что вы пытаетесь смотреть на меня снизу вверх может просто-напросто убить всякий дружелюбный и интересный разговор о живописи. Вы написали ИНТЕРЕСНО.
Мне нравится ваша версия про вдову. Я пощупал её на зуб и почти был готов согласиться. Эта женщина может быть вдовой.
Но то, что она в костюме для карнавала, немного мешает предполложить, что как для женщины, для неё уже все позади. Карнавалы были очень развитым делом, особенно в Италии. Но и в остальной ихней (sic) Европе тоже. Предполагались неожиданные, увлекательные встречи и знакомства.
Это не значит что вы неправы. Я посмотрел (прямо сейчас) ещё раз ей в глаза. Там определённо есть что-то такое о чём вы так удачно сказали.

Та что вы мне рассказали про девочек (в реале) перед зеркалом---очень интересно. Я как вы понимаете, не знал об этом, "по причинам не зависящим от нас " ( с."Белая Акация")

Когда вернётся жена, я обязательно спрошу о её опыте насчёт пения перед зеркалом.
Не уничижайте себя и не смущайте меня. Вы интересно мыслите и прекрасно рассказываете об этом.
Шоколадница, как вы наверное поняли, будет потом.

Про предмет в правой руке я тоже не знаю. Сделайте маленькое исследование в И-нете, и найдите описание этой картины, если оно существует. Напишите об этом.
Я вставлю ваше описание в следующую часть про швейцарца, и аршинными красными буквами напишу ваш НИК, как автора, под текстом.

Те которые просто набирают картины, тоже помещают тексты. Они копипастят стандартную, НУДНУЮ биографию, да ещё и написанную дубовым советского-русским высакопарным искусствоведением.
Тоска зелёная. Этого никто не читает. Поэтому у вас осталось впечатление, что она не рассказывают. Они не пишут своего мнения, потому что не умеют. По-русски и доктора искусствоведения редко пишут настоящие исследования с их собственным мнением. Они не могут. Кроме того тщеславный и часто полуневежественный снобизм убивает всё.
А у вас есть способность смотреть, видеть и оценивать. Вам нужен опыт.

Всё ещё впереди. Мы сможем поговорить об этом, если вам будет нужно.
Всего хорошего.
Вениамин.
(Deleted comment)
8th-Feb-2011 09:23 pm (UTC)
Ув.Алексей!
Мне редко пишут понимающие и ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ (не равнодушные) люди.
В самое последнее время появились несколько понимающих дам, с которыми можно говорить об искусстве.

Интересно, что до этого, немало художниц и иногда художники (я не знаю почему такое соотношение)и искусствоведы писали в комментах, но они почти не говорят о технике или о стиле.

Очень приятно. Мне самому тоже нравится портрет турецкого премьера.
И то что вы написали о технике пастели, для меня область не очень известного. Интересно.
Всего вам хорошего.
Вениамин.
8th-Feb-2011 06:30 am (UTC)
По поводу предмета в руках Марии-Антуанетты.
Cразу же предположила, что эта штучка - челнок для плетения кружева, которое называется фриволите. Но засомневалась, т.к. обычно эти челноки небольшого размера. Потому и спросила у Вас.Теперь я в этом почти что уверена, т.к. пересмотрела в Интернете все виды челноков - встречаются и большие.В руках у Марии-Антуанетты - нить,что еще больше подтверждает эту версию. Но, конечно-же,здесь есть какая-то символика. Показать, что она - кружевница? Это очень простая версия.
Искала в Интернете описание картины. Оказалось, что этот портрет пользуется популярностью. Но полного описания нигде не нашла.Есть несколько слов о детстве М-А.Но о том, что она была рукодельница - нет ни слова.
Задала вопросы своим френдессам (подружкам). Может, есть какая-нибудь другая версия.Но пока ответа нет.

56.85 КБ
Бегу на работу. Об остальном - потом.
8th-Feb-2011 03:01 pm (UTC)
Насчет "вдовы".Понимаете, для меня всегда очень важно самое первое впечатление. Только взглянув на мадам Boere, я сразу же почувствовала в ней родственную душу.Потому так и решила.Может, она, действительно, хочет развлечься на карнавале и отвлечься.Но разве можно обмануть острый и проницательный взгляд настоящего художника-Мастера?
Об остальном.Это не уничижение с моей стороны, а большое уважение к большим знаниям. Я так воспитана. И в школе ученики всегда сидят, когда учитель рассказывает,т.е. смотрят снизу вверх.И тут никто никого не обижает и не обижается.
Пошла дальше изучать Ваш журнал. Мне он,
действительно, очень интересен.
8th-Feb-2011 10:15 pm (UTC)
Ув. Галя! (если нужно Галина, то обязательно скажите.)

В первую очередь, как и полагается представителю эгоистичной мужской половины, я рад за себя.

Я рад тому, что я угадал в вас родственную душу, которая может и хочет делать ДОБРОСОВЕСТНОЕ исследование и готова писать потому, что умеет писать. То что нам удаётся, мы делаем с охотой. Это всегда так.

Символика, конечно ещё использовалась в полный рост. Уже в следующем поколении, и в центре, типа в Париже, и на окраине, например у Гойи,--полно символики. Но я об этом портрете почти ничего не знаю.Когда-то я его использовадл для статьи по истории и я где-то видел, что у принцессы на правой грудке (ещё не груди, не так ли?) их, Габсбургский, Высший Женский Орден.
Так что ничем не могу помочь. Но ваша версия очень правдоподобна. И очень хорошо звучит и смотрится.

Всего вам успешного.
Вениамин.

This page was loaded Oct 14th 2019, 3:03 am GMT.