veniamin1 (veniamin1) wrote,
veniamin1
veniamin1

Categories:

Лиотар, Жан Этьен---желанный портретист Европы. Часть первая.

Лиотар, Жан Этьен (1702 – 1789)
Liotard, Jean-Etienne и его портреты.

Часть первая.

PhotobucketPhotobucketPhotobucket
Лиотар. Автопортрет, ок.1749

Совсем недавно, уже в этом году, те кому это надо, прочли в этом журнале о знаменитом и талантливом французском художнике из Швейцарии конца 19, начала 20 века,--- Фелисе Валлоттоне.

https://veniamin1.livejournal.com/tag/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%BE%D0%BD

Сегодня ещё один, в своё время сверхзнаменитый швейцарец, который в 18 веке был скорее не именно французским художником, а художником всей Европы.

Liotard,France,Maria Theresa,Pastel
Мария Терезия, правительница Австрии, Венгрии, Богемии и т.д..1762 г.
Лиотар, Жан Этьен (1702 – 1789) Liotard, Jean-Etienne

Как вы видите, --- это не нашенская царица, а Габсбургских кровей.
В те времена большинство царей и ихних(sic) цариц хотели иметь портреты, сделанные одним из двух королей пастели 18 века, Жаном Этьеном Лиотаром. Абсолютное большинство работ Лиотар написал (нарисовал) пастелью.
Самая большая неприятность насчёт пастели, это то, что краски не всегда хорошо сохраняются по сравнению с вариантом, который видели современники художника.

Но всемирно знаменитая, уже больше 200 лет, работа Лиотара (даже сегодня), пару лет сохранялась в ужасных влажных и холодных условиях, и с ней практически ничего плохого не произошло.
Может действительно есть Боги и Богини, отвечающие за гармонию и искусство?

Мария Терезия была мамой той девочки, портрет которой ниже.


Liotard,France,Pastel

Мы все знаем про эту девочку, потому что революция отрубила ей голову.

Из за того, что Мария Терезия стала императрицей против Саллического закона,---который в том числе, не позволял девочек на трон,--- случилась неслабая война за Австрийское наследство.

И как результат этой войны, войны за Австрийское наследство, в 1756 году началась СЕМИЛЕТНЯЯ война. Семилетняя вайна была Первой Мировой Войной. Никаких натяжек. Это была Первая Мировая война, которой не дали правильного названия.

Сама Мария Терезия правила очень противоречиво.
Это всё очень долго рассказывать.
Только для примера и понятия.
При ней, одно время, отменили смертную казнь, но она, Мария Терезия,
твёрже-твёрдого, поддержанная мракобесными ПОПАМИ, стояла против отмены ПЫТОК.

Она сформировалась и стала взрослым человеком между барокко и рококо,
и она не могла приспособиться и привыкнуть к
непонятной и неподходящей ей эпохе Просвещения.


Liotard,France,Pastel
Лиотар, 1762, Австрийская эрцгерцогиня Мария-Антуанетта (1755–1793)
Liotard, Archduchess Marie-Antoinette of Austria.


Про Марию-Антуанетту нужно сделать отдельный пост, вместе с пачкой её современников, включая её мужа.
Но мне---пока что неинтересно.
В Вене Лиотар написал (нарисовал), ещё одну или двух сестёр Марии-Антуанетты и ещё кого-то.
Во Франции был современник Лиотара, художник Латур, пастельные портреты которого считались тогда, --технически--, ещё лучше чем работы Лиотара.
Но сегодня, если смотреть ГЛАЗАМИ, то мы видим, что Латур льстил его богатым и могущественным клиентам,
куда больше чем это делал Лиотар. Лиотар, болеее ни менее писал правду. Иногда, даже цари хотят иметь такие портреты.
Он мягко написал Марию Терезию как мать и главу её семьи, а не противоречивую правительницу.

Но Мария Терезия родила 16 детей и 13 из них, выжили через возраст младенчества. Лиотар имел право так её написать.


Liotard,France,portrait
Автопортрет, (1744-1745) Дрезден.
Лиотар, Жан Этьен (1702 – 1789) Liotard, Jean-Etienne

Лиотар умел находить покровителей. В то время без покровителя было нелегко.
Маркиз Пюизье, французский дипломат взял его с собой в Италию.
Там, уже в 1735 году, Лиотар передвинулся в Рим, и в следующем году написал портреты
Папы Римского и нескольких светских и церковных князей (кардиналов). Так началась его слава в Европе.


Liotard,France,Pastel,portraitLiotard,France,Pastel
Лиотар, Девушка в турецком костюме с тамбурином. (между 1738 и 1745)

С одним из его покровителей, с английским лордом Дунканноном он побывал в 1738 году---- и возможно оставался там чуть позже,--- в Константинополе. (Стамбул)
По тем временам, Турция была сплошной возбуждающей экзотикой таинственного Востока. И Лиотар --возбудился.
Не он первый!
Его пристрастие к турецкому выражалось во всём. И в портретах дам и джентльменов, и в автопортретах, и даже в его ежедневном костюме.
Когда он приехал в Вену, за ним сразу и навсегда закрепилось прозвище--ТУРЕЦКИЙ художник.

Этот автопортрет, который чуть выше, создан тогда, когда Лиотар переехал из Австрии в Англию.
Там тоже была королевская семья и аристократы.


Liotard,France,Pastel,portrait
Лиотар. Девочка поющая в зеркало.

Liotard,France,portrait
Лиотар, Портрет мадам Boere в карнавальном костюме, 1746,
Liotard, "LA SIGNORA BOERE IN COSTUME DA CARNEVALE"


Я не стал вычислять данные про эту даму. Но я скажу, что наверное эта дама до самой смерти,
когда взглядывала на её портрет, была по-настоящему счастлива.

Посмотрите на эту женщину с некрасивыми чертами лица.
Лиотар написал(нарисовал) развитую, явно изысканного вкуса во многом, если не во всём,
утончённую, возможно ироничную, но без пошлости, ПРЕКРАСНУЮ даму. Именно--прекрасную!
Каждый раз, когда я вижу такой результат у талантливого художника, я вспоминаю "Прекрасную Кондитершу"
у Модильяни. Художники не соврали. Оба они не написали красавиц. Но они сделали их ПРЕКРАСНЫМИ.


Modigliani. The Beautiful Confectioner 1916
Прекрасная кондитерша 1916г.
Модильяни Амедео ( 1884-1920) Modigliani Amedeo

О вкусах конечно спорить нет смысла, не правда ли?

Кондитерша некрасива. Но она - прекрасна!


Liotard,France,Pastel,portrait
Лиотар. Портрет Франсуа Троншин с его картиной Рембрандта.
1757 Liotard, Portrait of Francois Tronchin with his Rembrandt painting


Какое классное воображение и соображение.
Я когда-то читал про эту картину Рембрандта. И может быть хорошо, что я сейчас почти ничего не помню.
Здесь не надо. Только впечатление портить.
Мне кажется, что это сам владелец Рембрандта придумал этот сюжет и эту классную идею. Но я не помню наверняка.
Интересно получилось.


Liotard,France,portrait,Pastel
Лиотар, AMI-JEAN DE LA RIVE ок.1758

У Лиотара (иногда) бывали разные по качеству техники работы.
Но он был классный портретист.
Посмотрите как эти тонкие губы создают характер джентльмена
и даже возможно говорят о том, как он относится к людям.

Liotard,portrait,France
Лиотар, Неизвестная.(картина без названия)

Liotard,France,Pastel,portrait
Лиотар, Портрет месье Levett и мадемуазель Glavany сидящих на софе.

Вот то, о чём я говорил чуть выше. На мой взгляд в картине нет достаточной динамики. Они же ещё живые,
эти французы изображающие турка и турчанку. А они сидят как куклы.
Конечно можно сказать, что так он показал отличие Востока от Европы тех дней.
Но мне определённо не нравится.


Liotard,France,Grand Vizir,Portrait
Лиотар, Портрет Великого Визиря, (1738-1743)

Все хотели портрет от Лиотара. А это были времена, когда Великий Визирь
бывал больше по значению чем сам Султан.


Liotard,France,Marie Adelade
Лиотар, Жан Этьен, Мария Аделаида Французская, 1753,
Liotard, Jean-Etienne, Marie Adelade of France 1753, Uffize Florence


Наверное всем царям и их дочкам с жёнами нравилось, что Лиотар их пишет
турками или с восточным привкусом.

Это дочка Людовика XV и его польской Маши. (Мария Лещинская)

Мари-Аделаида пережила всех её девятерых братьев и сестёр.

Работы Лиотара сравнительная редкость в музеях мира. Эта, как вы видите, находится в знаменитом музее Флоренции.
Дело в том, что уже стариком, он вернулся под конец жизни домой. Но и он и потом его сын женились на голландках.Поэтому львиная доля его работ досталась швейцарским и голландским музеям.
В богатой Америке, только в одной коллекции есть вместе пять работ. В галерее у миллиардера Гетти, который при жизни был самым богатым в мире.
Но так как Лиотар был продуктивным, то всё же в ведущих музеях есть его работы. Не слишком много.



Я сегодня должен был поместить значительно больше работ, чтобы уложиться в два блога.
Но не хочется и не можется. Так что, наверное, некоторые работы придётся из следующей части сократить.
Ничего страшного. У меня их слишком много. Зато я помещу самые привлекательные и интересные.


Вениамин.

Конец первой части.
Продолжение следует.
Tags: 18век, Автопортрет, Академизм, Женский портрет, Живопись, Искусство, Кондитерша, Лиотар, Мария Терезия, Мария-Антуанетта, МодильяниХ, Мужской портрет, Пастель, Портрет, Рококо, Франция, Швейцария
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments