?

Log in

No account? Create an account
veniamin1
Несколько удачных портретов Горюшкина-Сорокопудова и неплохая реклама для "Нивы". 
30th-Sep-2014 04:09 am
Несколько удачных портретов Горюшкина-Сорокопудова
и неплохая реклама для "Нивы"


Портрет А.Н. Собольщиковой-Самариной 1910. Картон, темпера, пастель.  Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого. Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954)
Портрет А.Н. Собольщиковой-Самариной 1910.
Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954) Картон, темпера, пастель. Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого.

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч был известен его работами про не совсем древнюю Русь. В основном в 17-ом веке, но кажется есть что-то и раньше. Тогда было целая групка художников (отдельно друг от друга),
которые писали царскую, боярскую, купеческую жизнь допетровской Руси. Писали и горожан. Пока был спрос -- можно было кормиться. Это была то ли просто модная тема, то ли модно-патриотическая.
Вроде бы я видел, что и сам Валентин Серов однажды написал что-то из тех времён. Одноразово, конечно. В основном, эти работы надуманная и искусственная -- тоска зелёная. Ничего истинно руского в них нету.
Это всё псевдопатриотический пиздёж.
Мне в большинстве не нравятся ни темы этих картин, ни композиции, ни исполнение.
А Горюшкин-Сорокопудов ещё бывало писал удачные портреты и пейзажи. Давайте взглянем на портреты. Художник преподавал в Пензенском художественном училище до самой большевистской революции, а эта актриса
родилась и выросла в Пензе. Видимо поэтому этот удачный портрет находится в Пезенской художественной галерее им К.А.Савицкого.
Константин Савицкий это тот художник, которые написал на любимой народом картине И.И. Шишкина "Утро в..."--- медведей. Третьяков сказал, что народ видит работу Шишкина и внаглую вытер подпись Савицкого
на картине. Третьяков был отец родной. Третьяков мог купить. А кушать всем хочется. С Третьяковым редко спорили. Репин бывало. Но Репин тогда был ВЕЛИКОЕ ИМЯ и его любил Третьяков.

В этом портрете определённо получился психологический образ актрисы, правда? Это не масло, а темпера и пастель. Темпера добротно служила человечеству примерно 2000 лет, пока не появилось
масло в эпоху Возрождения. У темперы один недостаток. Когда она высыхает цвет и оттенки немного, но заметно, меняются. Пастель--это легко и красиво. Но через годы и десятилетия пастель начинает осыпаться.
Музеи очень не любят давать на выставки пастельные работы.
Собольщикова-Самарина работала в разной провинции России, а с 1932 года перешла в театр города Горького. Ей было уже 40 лет, но только там она заслужила славу и дожила до звания Народной актрисы Советского Союза.

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. Рекламный плакат журнала «Нива» на 1911 год.
Рекламный плакат журнала «Нива» на 1911 год.
Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч.

Это на самом деле хорошая реклама. Всё удачно, кроме кокошника и всей остальной хреновинки на даме. Вот что делает привычка. Он написал столько женщин из русской старины,
что автоматически решил задачу через одетую по моде 17-го века боярышню, которую он вставил в такую удачную рекламную работу. Жаль. Кокошник и пр. сюда не оносятся. Они чужеродные к этой рекламе.
На самом деле это был совсем немаленький заказ Горюшкину от "Нивы". И он сделал в таком же старорусском стиле все рекламы подписки разных лет на иллюстрированный журнал "Нива".

Портрет молодой дамы на фоне ночного кафе.Горюшкин-Сорокопудов И.С.
Портрет молодой дамы на фоне ночного кафе.
Горюшкин-Сорокопудов И.С.

Горюшкин так её написал, что перед ночным кафе стоит порядочная дама из общества. Но она стоит в такое время и в таком месте ОДНА. Как например, скажем, ночная работница секструда.
Но зачем же тогда Горюшкин написал её приличной, а? И он обозначил, что жорики возле кафе гнусно поглядывают на неё.
Немного странная композиция. Давайте предположим, что эта дама ждёт мужчину своего свидания, а он почему-то не появляется, а? Слабенько, но не исключается, правда?
Эта работа смотрится. Но она не очень подходит к стилю и тематике самого Горюшкина -Соропудова. Необычно и интересно.

Портрет актрисы А.Н. Самариной. 1915. Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954);  Переславль-Залесский
Портрет актрисы А.Н. Самариной. 1915.
Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954); Переславль-Залесский

Эта актриса тоже работала в провинции. У Горюшкина бывали удачные портреты. Не всегда. Но мы видим удачу.
Фамилия художника -- Горюшкин. Но его папа рано умер и мальчика взяли в свою семью родственники, чья фамилия была Сорокопудовы.

Портрет художника Горюшкина-Сорокопудова, 1931, Ф. Сычков
Портрет художника Горюшкина-Сорокопудова, 1931
автор художник Ф. Сычков

Портрет Горюшкина-Сорокопудова написал его приятель Федот Сычков, с которым они были почти одногодки. Оба довольно долго жили в советское время и оба безболезненно перестроились. Я расказываю. Я не осуждаю.
У Горюшкина -Соропудова есть пару работ с Лениным и Сталин с Ворошиловым у гроба Ленина. Бывает. Через три года, в 1934 году Горюшкин ответил приятелю и написал его портрет. Считается прекрасной
работой. По-моему, вообще ничего не вышло. В 1917 году Пензенское училище сделали для прикладного искусства и Горюшкина уволили. Ничего хорошего, кроме плохого это не означало.
Но потом Горюшкин-Сорокопудов выровнялся и не бедствовал.


Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов умер 29 декабря 1954 года, на 82-ом году жизни, в селе Ивановка, Пензенской области.

Вениамин
Comments 
30th-Sep-2014 08:51 am (UTC)
Интересно было читать! Кстати возможно в дореволюционное время певицы типа Плевицкой ввели в моду кокошник, что отчасти оправдывает рекламу.
30th-Sep-2014 05:21 pm (UTC)
Плевицкая Надежда Васильевна (1884-1940)
Плевицкая Надежда Васильевна (1884-1940)

Император Николай II и императрица Александра Федоровна в костюмах русских царей XVII века. Январь 1903г. Фотограф С. Л. Левицкий
Император Николай II и императрица Александра Федоровна в костюмах русских царей XVII века. Январь 1903г. Фотограф С. Л. Левицкий

Вы интересно мыслите. Но, вообще-то, "Псевдо-русский стиль" существовал тогда, даже в архитектуре. Это висело в воздухе.
Вы видите фотку, которую между прочим, сделал сам С.Левицкий, с последнего русского придворного (костюмированного) бала в 1903 году.
Император и его жена были в царских костюмах 17-го века, а все приглашенные в костюмах знати того времени, придворных 17-го века и т.д.
Эти костюмы можно увидеть в Сети. Кажется на Вики есть статья. Легко найти, если написать в поиск.
Там вы увидите вагон кокошников. То же самое вы увидите, если найти русскую живопись о 17-ом веке.
------------------------------------------
Знаете ли вы, что нацисты, когда пришли в Париж не освободили Плевицкую из тюрьмы и она очень подозрительно умерла в том же году
в тюрьме от туберкулёза? Кажется так говорит официальная версия.

Спасибо за ваш заинтересованный коммент.
Всего вам хорошего.

Вениамин
30th-Sep-2014 06:39 pm (UTC)
Да да, псевдорусский стиль существовал ранее конечно, просто в дореволюционное время он тоже был в моде, этакая русская роскошь для богачей. И конечно неудивительно что с 17-го века появляются всякие интересные и даже аномальные вещи в обиходе русского человека. Насколько я понимаю, до "петрищевских времен" нельзя было рисовать лица на тряпичных куклах или на узорах, т.е церковь круто демонизировала подобные вещи, очень круто. Да, мне тоже кажется странным что Плевицкая умерла в тюрьме по приходу нацистов. Французы убили? Мне лично не верится что ее вербовали советские гопники, хотя конечно можно верить во что угодно. Она конечно тусовалась с русскоязычными. До сих пор традиционно в Париже много русских бандитов, которые пытаются манипулировать своим "дружелюбием" перед русскими чтобы потом круто кинуть. Вот на таких и напоролась.
30th-Sep-2014 07:58 pm (UTC)
У вас оригинальное воображение. Особенно увлекательно звучит:

>"Французы убили?"

Всего вам хорошего.

Вениамин
30th-Sep-2014 08:16 pm (UTC)
Да, знак "?" там лишний. Французы засадили Плевицкую по мутному делу, заразили болезнями и оставили ее умирать - это факты, никакого воображения.
This page was loaded Aug 26th 2019, 12:54 am GMT.