veniamin1 (veniamin1) wrote,
veniamin1
veniamin1

Category:

Зрительский театр на работах Александра Яковлева и Кузьмы Петрова-Водкина.

Зрительский театр на работах Александра Яковлева и Кузьмы Петрова-Водкина.

Loge de Théâtre à Pekin , 1918, Aleksandr Evgen'evich Yakovlev (1887-1938), tempera on canvas
Ложа в пекинском театре. 1918 год, Темпера на холсте; Александр Евгеньевич Яковлев(1887-1938)

У меня есть небольшой пост про Яковлева о почти неизвестном в Инете (на тот год) портрете Анны Павловой. Нажмите в метках, если вдруг надо.
Александр Евгеньевич Яковлев(1887-1938) -- это такой же знаменитый в западном мире русский художник как и Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939). Яковлев был всегда востребован, а его многочисленные выставки
не только привлекали множество народу, но большинство его работ там же и покупали. Я не могу (и не хочу) в двух строчках рассказывать об Александре Яковлеве. Картина, которую вы видите, есть результат поездки
на Восток. (Китай, Монголия, Япония) 1918-1919.

По результатам поездки Яковлев провёл успешную выставку в Шанхае в 1919 г., и решил не возвращаться в Советскую Россию. Через пару лет (1924-25) была поездка в Африку с экспедицией фирмы "Ситроэн".
Художник привёз триста картин и рисунков. Эта выставка в 1926-ом году была настолько успешна и востребована, что она принесла чистого доходу 100 000 (сто тысяч) франков.
В следующем, в 1927 году, он получил орден "Почётного Легиона".

Всё что Яковлев делал -- было успешным, талантливым и нередко -- значительным. Хватит. Я не пишу биографию. Давайте взглянем на репродукцию.

ЯКОВЛЕВ, АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ (1887–1938), ШУХАЕВ, ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1887–1973);  Двойной  Автопортрет (Арлекин и Пьеро) 1914г.
Яковлев, Александр Евгеньевич (1887–1938)__Арлекин; Шухаев, Василий Яковлевич (1887–1973)__Пьеро;

Двойной автопортрет этих друзей-художников. 1914г. (здесь нет места подробно говорить о датировке).

Эти клоуны знамениты в мире, и все их видели. Поэтому не обсуждаем.
======================================================================
Главное достоинство этой работы, "Ложа в пекинском театре" в том, что Яковлев с оригинальным талантом показал нам театральное действие, не показывая сцену. Замечательно. При этом, Яковлев не увлёкся
сюда,-- казалось бы естественным,-- китайско-японским влиянием тех дней на европейское искусство. Он показал настоящий, не прилизанно-витринный Китай, без фальшивой "китайщины" в стиле. Только одно
это говорит о таланте.
Яковлев бывало слишком много применял в его стиле то, как это делали в Раннем Возрождении (15-ый век примерно до 1485 года). Но здесь всё тип-топ!
Посмотрите на классно выполненную индивидуальную реакцию зрителей в этой ложе на то, что происходит на сцене. Групповой психологический портрет, а? Переходить взглядом с лица на лицо интереснее, чем
читать очередной детектив с более ни менее стандартными поворотами сюжета и приёмами.
Вся композиция, включая балки, рейки этой ложи, красный цвет и т. д., чётко воздействует на наше восприятие. По-китайски, на красном полотне, Яковлев написал:

Яковлев. Написано русским в Китае. Пекин. 1918.
Неожиданная надпись и потому--удачная.

Петров-Водкин; «Театр.Фарс.», 1907  Theatre_Farce_(Petrov-Vodkin_1878-1939)
«Театр.Фарс.» 1907 Петров-Водкин Кузьма Сергеевич 1878-1939)

Эта работа Петрова -Водкина вполне перекликается с "Ложей в пекинском театре". Мы видим индивидуальную реакцию всех и каждого из сидящих в ложе. Эта работа несколько проще, но какая же она искренняя!
Поэтому мы смотрим и нам хочется смеяться вместе с ними, не так ли? Получилось просто, но удачно.
Хотя на обоих работах мы видим именно зрительский театр, а не актёрский, тем ни менее, опосредованно, мы ощущаем и театральное действие.

Художники, которые создавали картины с театральной ложей, чаще подражали Ренуару (и ему подобным), который (Ренуар) показывал отношения мужа и жены, через их поведение в театральной ложе. Иногда, такой сюжет
выглядел примитивно-шаблонным. Муж, разглядываюший в бинокль нарядных молодых дам и жена, оскорблённая тем, что он её игнорирует на глазах всего известного им мира,— вызывают ассоциацию с пошлым афоризмом
на эту тему, о читанной-перечитанной — вдоль и поперек — книге. Или это не так?


Вениамин
Tags: Живопись, Искусство, Китай, Петров-Водкин, Театр, Фарс, Яковлев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments