?

Log in

No account? Create an account
veniamin1
Франсиско Гойя --- отец современного искусства. Мужской портрет.(2) 
22nd-Jul-2015 12:16 pm
Франсиско Гойя (1746-1828) — отец современного искусства.
Мужской портрет.


Гойя. Герцог Альба. 1795г. За год до смерти.
Гойя. Герцог Альба. 1795г. За год до смерти.

Вообще-то не он был герцог Альба. Его собственные титулы и имена занимают полные восемь строчек. Он был другой герцог.
Герцогиня Альба была она. Она была наследницей всех богатств и титулов рода Альба. Герцогиня была прямым потомком III-го Герцога Альба, самого выдающегося полководца
Европы в 16 веке. И Советская власть нас правильно учила, что он был кровавым наместником короля в Нидерландах. Правда нас не учили, что он одержал пачку побед в решающих битвах Европы.
Но это уже обычные детали советского образования.


Когда они поженились, то по испанским законам ко всем его титулам дабавился и герцог Альба.
Они объединили свои богатства и владения, и стали, скорее всего, самой богатой парой Испании.
Даже богаче чем герцог Осуна и его жена. Интересно, что обе пары герцогов с герцогинями были покровителями Гойи. Для герцогов Осуна, Гойя наверное сделал больше работ.
Но и герцог Альба недаром, вместе с герцогиней, был покровителем Гойи.
Это был культурный, образованный и талантливый человек.

Его друг, знаменитый итальянец на службе в Испании, Алессандро Малеспина, пытался сместить любовника королевы, жеребца Годоя, с поста премьера, для герцога Альба.
Но из этого, конечно ничего не вышло. Королева всё и вся держала под контролем. На этом политическая карьера Герцога Альбы кончилась.

Герцог был одарённый музыкант, и прекрасный наездник. Мы видим, что Гойя замечательно и без всякой лести использовал эти таланты своего покровителя в портрете.
Герцог стоит в элегантном костюме и в сапогах наездника. Но при этом, с несколько меланхоличным видом, герцог рассматривает ноты Гайдна.
Герцог Альба заказывал Гайдну не одно произведение. Он не только любил, но и понимал музыку. Гойя знал об этом. Ко всему этому, Гойя правильно использовал неоклассический
интерьер этого дворца Альба.
Всё вышло удачно. Прекрасно смотрится. Что скажете молчаливые сфинксы?


Гойя. Маркиз де Сан Адриан. 1804г.
Маркиз де Сан Адриан. 1804г. Гойя Франсиско (1746-1828)
Francisco de Goya , 1804 Portrait of the Marquis of San Adrian. Museum of Navarra in Pamplona , Navarra ( Spain )

Это одна из работ, которые Гойя сделал под прямым влиянием английского портрета. Но это никак не повторение английского стиля.

И всё получилось по-настоящему прекрасно! Тут есть элегантность, и гармония и замечательная, утончённого вкуса цветовая гамма, а?
Маркиз де Сан Адриан(у него на самом деле, как и полагается гранду, есть ещё пачка имён) в сюртуке, который я не знаю как правильно называется, бархатные штаны,
ну совершенно классно сидящие сапоги с ботфортами — правда?—, хлыст для верховой езды, цилиндр, и перед нами — "как денди лондонский одет..."!
В левой руке малюсенький томик. Конечно же должны быть стихи. Шелли был из сельского дворянства, а Байрон из титулованных аристократов. Они появились уже всего лишь через годы. Всё как надо.
Но сам портрет, это не просто работа подражателя англичанам. Это работа Гойи.
Из-за того, что надо себя заставлять (не хочется) всё идёт через Жмеринку. Я начал не так как предполагал, то есть начал с лучших, потрясающих работ Гойи-портретиста.
Но вы увидите много достоинств и в более ранних работах.

Гойя всегда говорил, что у него было три учителя: Рембрандт (в основном гравюра), Веласкес (портрет) и природа. На полном серьёзе Гойя ставил ЕСТЕСТВО, ПРИРОДУ,
на первое место среди трёх учителей. И он НЕ КОКЕТНИЧАЛ. Мы поговорим об этом, когда я расскажу как Гойя работал.

Веласкес, которого надолго забыли в предыдущих веках, был величайшим художником.
Его портрет Папы Римского многие называют лучшим в истории. Я не люблю слов в превосходной степени. Но это великий портрет. Ладно. Счас я добавлю.


Веласкес, около 1650 г.  Иннокентий X, Папа Римский с 15 сентября 1644 по 7 января 1655.
Иннокентий X, Папа Римский с 15 сентября 1644 по 7 января 1655.(ок. 1650 г.)Веласкес, Диего Родригес (1599—1660)

Гойя был не хуже Веласкеса. Гойя создал своё. Поэтому на этой работе с маркизом такая прекрасная и естественная гармония красок.
Сочетание цветов и оттенков почти безукоризненное. Ну посмотрите же и оцените. Ничего и нигде не кричит и бессмысленно не выделяется. И всё совершенно точно сочетается. Безупречно.
И элегантный маркиз, в котором вполне можно предположить неплохое чувство юмора и остроумие, смотрит на мир с некоторым вызовом. С вызовом уверенного в себе энергичного человека.
Гойя, революционер во всём, отказался от стандартного скучного портрета того времени. В основном это был сидящий объект по пояс с каким-то недвижимым взглядом. Пациент то ли жив, то ли мёртв?
Тогда жертва художника чаще всего сидела, застыв неподвижно, или реже стояла.

Конечно же среди портретов того времени есть много сделанных талантами.

Но после лучших работ Гойи, который полностью изменил портрет, работы его современников, нередко, просто выглядят СКУЧНОВАТО. Сравнение только портретов, даёт понимание о революционности
и о великом творческом таланте, который серьёзно опередил его собственное время. А ведь портрет не был тем, что он примерно называл: "Делать работы для себя".

Как удачно смотрится портрет гранда. Взгляните ещё раз.


Goya,Spain,art,portrait
Гойя. Гилемард Фердинанд 1798г. посол Франции в Испании (1798-1800) Лувр
Ferdinand Guillemardet France's ambassador
to Spain from 1798 to 1800 by Francisco Jose de Goya Musee du Louvre


Ещё один портрет того времени, когда Гойя уже полностью создал его новый стиль и развивался дальше. Этот портрет вообще не похож на то,
что делали его современники. Как я уже сказал, я по ошибке набрал этот пост лучшими портретами.

Просто притягивает к себе. Почти буквально. Это 1798-ой год. Гойя в расцвете таланта. Франсиско Гойя сказал, что это его лучшая работа. Давайте посмотрим.

Голая стенка уже стала почти постоянной для Гойи в таких портретах. И правильно выбранный, как например здесь, серо-голубоватый, негромкий полупрозрачный тон, позволяет Гойе выделить посла и решать
задачи этого, или любого портрета с другим задним фоном, без проблем.
Негромкий тон позволил Гойе использовать, без всякой вульгарности, такие яркие национальные цвета Франции. Какое удачное решение красок, композиции и мелких деталей.
Посол нарисован в окружении национальных цветов Франции. Мы видим синее, красное и белое везде. Такие яркие тона, а по глазам не бьёт и СОВЕРШЕННО УМЕСТНО.
Вот что значит великий НОВЫЙ талант.
Смотрите. Триколор есть на столе, на головном уборе посла и на его таком элегантном, наверное модном, кушаке. Гойя написал свободного представителя сильной европейской державы.
Гилемард сидит легко, не зажато, небрежно закинута нога, и он смотрит на нас без напряжения. Гойя нарисовал взгляд умного, энергичного и свободного человека.
Великий Гойя. Великий ещё и потому, что поза и позиция посла выглядят совершенно естественно, но на самом деле это Гойя учёл каждый миллиметр поворота тела и руки и учёл абсолютно всё.
ВСЁ.
А выглядит так легко, как будто сделано без усилий. И выглядит так ПРЕКРАСНО.
Гойя был либерал. И он приветствовал то, что французская революция освободила Францию от самодурства власти одного человека, и дала французам права. Конечно, когда Наполеон создал Империю
и посадил в Испании королём своего брата, тогда Гойя относился к этому без всякой любви.
Этот посол был из города, где Талейран был епископом. Посол был врачом, а потом стал мэром. Когда его избрали в Конвент, Талейран, когда уже был министром, назначил его послом.

Этот посол очень интересен тем, что когда он был членом Конвента, он проголосовал сначала за казнь короля, кузена испанского короля.
Но потом он проголосовал за закрытие церквей и превращение их в места для общения. То что оплот католицизма, Испания, вынужденно приняла такого посла, говорит о том,
что правление хитрой королевы и её очень жадного и глупого любовника Годоя, сделали позиции Испании слабее, уже тогда, в конце века.
Потом жадный любовник Годой дал волю его глупости, и хитрый, умный (подлый?) Наполеон очень легко обманул жадного дурака.
"На дурака не нужен нож, ему немного подпоёшь..."
Королевская чета потеряла не только трон, но и страну. Умирали король и королева в Риме. Посла отозвали через два года и назначили префектом. Его ожидала прекрасная карьера,
да ещё и с поддержкой самого Талейрана.
Но он сошёл с ума и в 1809 году умер. Ему было 44 года. Вот так. Такой энергичный красавец! Я думаю, что это Бог его сделал послом и префектом. Через Талейрана.
А вот Дьявол сделал его сумасшедшим. У меня с Высшими Духами нет дипломатических отношений. Поэтому я интересуюсь. Сатана сделал его безумным с позволения Бога,
или Падший Ангел пошёл против Генеральной Линии?

Как я уже сказал, известно, что Гойя назвал этот портрет его лучшей работой. Ага. Но на самом деле были другие, главные работы, в которых он реализовал его идеи, новинки и
его потрясающее художественное воображение. Работы, которые он назвал "ДЛЯ СЕБЯ".

До прихода французов, до 1808 года, Франсиско Гойя написал много прекрасных портретов, включая несколько шедевров. Посмотрите ещё раз. Какая яркая гармония на полотне и какая
замечательная энергия исходит от посла, которому осталось жить по воле Сатанинской 11 лет. И какая же ПРЕКРАСНАЯ ЭНЕРГЕТИКА доходит до нас с самого портрета!
Не так уж многие умели и умеют создавать настоящий психологический портрет. Недаром Гойя учился у Веласкеса. Помотрите ещё раз на Папу.
Я пару раз ставил этот портрет посла на мой экран для обоев.


Goya,Grandson
Портрет внука Мариано Гойя. (ок.1812-14.)

Гойя замечательно писал детей. В портретах детей всегда пишут немного(или много, как делал Ренуар) умилительности и слащавости. У Гойи этого совсем мало.

Гойя был великий талант. Во всём. Я собирался капитально переделать мою большую работу о Гойе (100 картин), которую я сделал на Форуме искусства и увеличить её вдвое или больше. Графику
я ещё и не начинал. Моя жена заметила в 2014-ом году, что Форума уже нету. Теперь я и сам не знаю чего я хочу. Посмотрим. Оставляю вас с этими прекрасными портретами внука художника,
чтобы на выходные дни подлый Фердинанд VIII не портил вам настроение.
Гойя написал гнусного Фердинанда VIII гнусным. В трёх портретах. Он его написал таким, каким он и был. Как и почему этот царственный подонок не врезал Гойю я просто не знаю. Надо почитать в какой-нибудь
совсем подробной работе..


Goya,Grandson
Мариано Гойя, внук художника.1827 г.Гойя Франсиско (1746-1828)


Посмотрите на год. Художнику Франсиско Гойя 81 (восемьдесят один) год. Он уже три года как уехал от Фердинанда и живёт во Франции, в Бордо. Там же в Бордо он и умрёт на следующий год. Но на
девятом десятке лет его жизни Гойя полностью переменил стиль того, как он писал портреты. Он оставался революционером, который искал, находил и применял новое ДО КОНЦА ЖИЗНИ. И какой же это
прекрасный портрет.


Гойя, Автопортрет, 1824 г., Гойя-и-Лусьентес, Франсиско Хосе де(1746 – 1828),Francisco José de Goya y Lucientes
Гойя, автопортрет 1824 г.


Между прочим, никто, даже тогда, не обвинял Гойю в Испании в том, что он, плохой патриот и поэтому покинул страну (РОДИНУ!). Мы с вами знаем одну страну в которой эта традиция, — ОБВИНЯТЬ в отсутствии
патриотизма — НЕ ИСЧЕЗАЕТ.
Публика и сегодня плохо себе представляет, что Гойя на самом деле справедливо называется отцом современного искусства, то есть авангарда 19-го века и немалой части авангарда 20-го века.

Поэтому из Гойи по-русски могут упомянуть "Капричос", "Маху с голым попом", может быть портрет семьи Карлоса IV.Ага. Это почти что всё. И я не ошибся. Упомянуть. Кто знает толком эстампы "Капричос" или
страшные офорты такой же большой серии по имени "Бедствия войны"? Франсиско Гойя — первый настоящий пацифист в искусстве.
Из "Капричос" знают лист про сон и чудовищ, потому что эти слова стали частью поп-культуры. Это почти всё. Официальное искусствоведение настолько отпугивает людей псевдозаумными
рассказами и общими рассуждениями НИ О ЧЁМ, что образованный человек, попробовав понять, что ему говорит остепенённый и профессиональный народ, — тихонько говорит самому себе, что он никогда
и ничего не поймёт. Искусство это, в том числе, и гармония. Как же вы можете этого не понять и не прочувствовать, а? Дайте себе ответ на мой вопрос и вы начнёте чувствовать, мыслить, и понимать.
И ничего важнее собственного мнения НЕТУ! Это ваши глаза видят, а не глаза Пушкина, как мне пришлось вчера сказать в журнале про "Последний день Помпеи" и про романтизм. Поэтому мнение Пушкина или Баратынского
о работе "Последний день Помпеи" (и о любой другой работе) имеет для вас второстепенное зачение. Ваши глаза, ваши чувства, ваш опыт и как результат, ваше собственное мнение. Точка.

На автопортрете Гойе 78 лет. Какой же это талантливый и честный портрет. Гойя всё ещё всматривался в себя, потому что даже в 78 лет он продолжал ТВОРИТЬ КАК РЕВОЛЮЦИОНЕР,
а не как старик, который продолжает писать и рисовать по инерции.


Вениамин.
This page was loaded Jun 18th 2019, 10:43 am GMT.