veniamin1 (veniamin1) wrote,
veniamin1
veniamin1

Categories:

Щедрин, Сильвестр. Большой Русский Талант в Италии.

Русские таланты в Италии.
Щедрин, Сильвестр Феодосиевич (1791-1830);
Shchedrin, Sylvester Feodosiyevich


Karl Brulloff. Portrait of the Artist Sylvester Shchedrin. 1824. Watercolour on paper. The Russian Museum, St. Petersburg, Russia.

Брюллов, Карл. Портрет художника Сильвестра Щедрина. 1824 Русский Музей, Петербург.

Это небольшой пост о знаменитом русском художнике в Италии, про которого
по-русски не очень-то вспоминают или даже не очень-то помнят и в художественых кругах,
а широкая публика чаще всего не знает даже имени.

Так оно устроено.
А ведь этот русский талант оказал влияние не только на русскую живопись,
но и на итальянскую!
И когда?!
Чуть-чуть позже 1-ой четверти 19 века! Поэтому не верьте ни в какую мистику,
а живите сейчас и сегодня.
Другой жизни не будет. И никому мы после смерти не нужны.
Разве что червячкам.


Shchedrin,Italy,landscape
Щедрин Сильвестр. Набережная Мерджеллина в Неаполе. 1827.


К 1827 году , талант этого замечательного художника уже несколько лет как 
раскрылся полностью и он наработал свой уникальный стиль.

Но, после этой картины,его жизни оставалось три года.

Итальянцы иногда говорят и общаются с Богом совсем непосредственно.


Я не стал вычислять назначение этого распятия на берегу, 
но у меня определённо есть ощущение непосредственности в 
общении жителей и тружеников это прибрежной полосы с Христом.

Может быть это ощущение создал талант художника, но я это чувствую.
Посмотрите на белые дома набережной. Мы потом увидим её в полном объёме.
Это интересно само по себе.
Но на этой картине, определённо, слишком много людей. Они мне мешают.
А вам?


Shchedrin,Italy,landscape
Щедрин Сильвестр. Старый Рим. 1824

Старый Рим состоит из того, что осталось от Империи
и от многих веков после конца Римской Империи.
Это мы и видим.
Простая идея.

Щедрин был тот случай, когда генетика и круг общения совершили правильный
скачок таланта в следующем поколении.
Его отец был известный в Европе (во Франции) и в России скульптор,
профессор и ректор Академии Художеств.
Его дядя был известный пейзажист в стиле классицизма.
Брат Сильвестра стал архитектором и академиком.
Генетика и круг лучших творческих сил, в котором общалась эта семья
сделали своё дело.

Это не обязательно случается при таких обстоятельствах. Но нередко,
всё вместе выдаёт новый талант из среды талантливой семьи.
Когда Щедрин закончил образование в России в 1811 году, у него на руках
была Большая золотая медаль за успехи в Академии.
Эта медаль давала право на пенсион (содержание) для поездки за границу (в Италию),
чтобы продолжить образование.


Shchedrin,Italy,landscape

Щедрин, Сильвестр.  Новый Рим. Замок Святого Ангела 1824/1825

Но из за Наполеоновских войн Щедрин смог поехать в Италию  только лишь в 1818г.

Эта работа, вместе с работой "Озеро Альбано в окрестностях Рима",
есть время когда Щедрин откинул
каноны Академии и создал новый пейзаж и собственный стиль.

Академия  тогда стояла на дубовом классицизме.

Классицизм ориентировался на классические работы античности.
Позволялось продолжать то что создали древние.
Но не отходя от канонов.

Дело в том, что во Франции классицизм заканчивался и уже
побеждал Делакруа, создатель РОМАНТИЗМА.Но тогда не было И-нета. Общение и
обмен происходили не быстро.

Этой замечательной работой Щедрина современники справедливо и просто
безмерно восхищались.

Посмотрите. Щедрин откинул закостенелые академические требования,
и создал композицию с явно понятным и заметным  передним и задним планом.


Shchedrin,Italy,landscape
Щедрин, Сильвестр Новый Рим. Замок Святого Ангела 1823-1825
Государственная Третьяковская галерея, Москва


.Перед нами на переднем плане Новый Рим, с его постройками и ежедневными заботами.
И как удачно и точно (я так чувствую. могут быть другие мнения) Щедрин передал нам
ощущение жизни этих рыбаков и их семей.
И Щедрин просто мастерски создал на заднем плане Старый Рим.
Справа и вдалеке Замок Святого Ангела, который как осью увязан через Тибр
с современными домами бедных людей с левой стороны.

Так прекрасно написанный Тибр, является осью которая увязывает Новый Рим и
его ежедневную жизнь с Собором Святого Петра и
Ватиканским Дворцом в Старом Риме, которые стоят
почти на горизонте.

Какая прекрасная работа! Как замечательно художник объединил, без ощущения
чужеродности, бедных рыбаков сегодняшнего для него дня, и величие творчества
ушедших дней.
У него был такой запас движения и стремления к новому, к авангардному,
что если бы он пожил подольше,то я не сомневаюсь, что он бы легко понял,
и принял импрессионизм.

Знаете ли вы..?. Ничего! Сейчас узнаете.


Shchedrin,Italy,landscape
Щедрин Сильвестр Феодосиевич. Грот во Флоренции. 1826


Щедрин был один из совсем немногих художников того времени, которые
работали на плэнере. А Щедрин просто часами работал на плэнере. Почти
как Моне или любой из импрессионистов. Тогда всё писали дома, в мастерской.
Он наверное ещё, по традиции того времени, заканчивал и полировал работу в мастерской.

Но он очень отличался от
современников тем что так много работал на плэнере.
Слишком много текста.Я надеюсь что вы осилите. Этой работой не просто восхищались.
Её бесперерывно заказывали. Щедрин написал эту картину не меньще восьми раз. Но,
скорее всего даже десять раз. И каждый раз, Щедрин переписывал эту работу творчески.
При другом освещении, в другое время дня и т.д.

Поэтому вы видите две разные работы. ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ!

К тому что все эти 8 или 10 версий---разные и сделаны в разное время дня и года
при разном освещении,--то не вспомнить ли нам Моне с его точно такими же штуками,
но десятки лет спустя?

Или Писарро с его такими замечательными, и написанными в разное время дня и в
разную погоду, проспектами? Вот такой талант был Щедрин.

В России совсем немного работ Щедрина. Много его работ у ценителей Запада.
Нл вы наверное заметили, что тёмная картинка живёт в Третьяковке. А всего в
Третьяковке--три варианта этой работы.
Хотел рассказать про историю Замка Святого Ангела, но это будет слишком много букофф.


Shchedrin,Italy,landscape
Щедрин Сильвестр. Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо. 1829


Я ставлю иногда такую картинку "Новый Рим" в 4000 пикселей (светлая) как фон на экран,
и Рим уходит от меня в глубину Интернета вместе с куполом Собора, на километры.

Этот купол был повторен в мире в великих строениях--трижды.
Собор Святого Павла в Лондоне, Исаакиевский Собор в Петербурге и Капитолий в
Вашингтоне, в котором (в Капитолии) сидит ненавистный несчастному Михаилу Задорнову, Конгресс США.

Я думаю, что раз у Задорнова такие проблемы с американцами, то не проще ли ему
пройти курс молодого бойца где-нибудь у Хамаса, и пойти и рвануть Конгресс или Белый Дом.
Только лишь для успокоения его разбитой нервной системы? Как вы считатете?

Мы уже пропустили одну прекрасную работу. Посмотрите на эту. В России просто никто,
тогда не писал пейзаж на таком уровне и с таким мастерством. Просто посмотрите
на всё. На воздух! Как умело сделана дымка, и мы чувствуем МОРЕ!

Обратите внимание на то, что в Неаполе тогда были не только полунищие рыбаки. А благодаря
тому, что не стало бешеного Наполеона--- и Промышленная революция двигалась в Европе
(не в России! царь, Канкрин и правительство были против!) полным ходом---
в портовом городе появились предпримчивые люди и соответственно-деньги.

Какая прекрасная набережная из белого камня, не правда ли? И классная дорога вдоль набережной.
Одесса десятками лет была САМЫМ быстро развивавшимся городом Империи,--как же!
ждут тебя в Одессе!--у Шолом-Алейхема так разговаривают два провинциальных
еврея--- пока на рубеже веков евреи не начали толпами уезжать из за погромов, а количество
законов и инструкций против евреев перевалило за 650 штук ещё во время Александра III.

По-моему молодые на картине не могут договориться в какую сторону идти.
Больше ничего в голову не приходит. Кто какого мнения?


Shchedrin,Russia,landscape
Щедрин Сильвестр. Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский Остров в Петербурге. 1815

Это совсем другая работа. Это работа, которую Щедрин делал для Академии в России.
Помните, что он не мог уехать из за Наполеона?
Эта работа полностью соблюдает все каноны,согласно которым в Российской Академии
Художеств обучали писать пейзаж.  Скучно! 
Посмотрите,сравните с блеском предыдущих работ,
и вы всё поймёте.


Shchedrin,Italy,landscape
Щедрин Сильвестр Феодосиевич. Веранда, обвитая виноградом. 1828

Веранды и террасы, это был сюжет, который Щедрин очень полюбил. И итальянской
публике тоже очень нравилось. Он так передаёт тень в солнечный день, что мы чувствуем прохладу.

И композиция, в которую он поместил людей (пейзаж) привлекала и была
новым словом. Эти работы он тоже переписывал не один раз, потому что было много заказов.
И переписывал при разном освещении.

Я же говорю--как Моне или Писарро! Когда,предыдущей работой "Новый Рим" и ещё
одной (будет попозже) Щедрин утвердил его притягательный стиль, он стал модным
художником. И с того времени он не успевал выполнять заказы.

Брюллов уже живёт в Италии и уже достаточно известен, но по-настоящему знаменитым
он стал в Италии попозже.
В конце концов вся слава Брюллова стоит на его
декоративненьких, красивеньких работах. И мадам Самойлова,опять же смотрится.
 Что ещё ЗНАМЕНИТОГО написал Брюллов?
Иванов ещё и не приехал.

В Италии работал знаменитый русский художник Щедрин, который был среди
основателей школы Posillipo school.
Posillipo--район Неаполя над морем.. Щедрин основал школу не как учебное заведение.
Он, вместе с другими, основал НАПРАВЛЕНИЕ ИТАЛЬЯНСКОЙ живописи, которое
назвали---школа Posillipo. ИТАЛЬЯНСКОЙ живописи, не русской.


Shchedrin,Italy,landscape
Щедрин, Сильвестр Веранда, обвитая виноградом 1828 Третьяковка

Обратите внимание, что эта версия из Третьяковки.

Shchedrin,Italy,landscape
Щедрин, Сильвестр "Озеро Альбано в окрестностях Рима"Не позднее 1825.

В 1923 году пенсион, который Щедрин получал из России, кончился. Щедрин, ещё
совсем не знаменитый, на свой страх и риск остался в Италии. Денег у него
конечно не было.

Вот эта работа "Озеро Альбано..." вместе с "Новым Римом" и даже в большей степени
чем "Новый Рим", создала стиль Щедрина.
Здесь он против канонов Академического классмцизма убрал и смягчил границы между
субъектом и задним общим планом. И опять же против классицизма, он перестал применять
только формальные, обязательные цвета. И в "Новом Риме" он уже использовал серебристые,
зеленоватые и голубоватые цвета и оттенки.
Это очень удачная работа. Посмотрите.


Shchedrin,Italy,landscape
Щедрин Сильвестр. Большая гавань на острове Капри. 1828

Shchedrin,Italy,landscape
Щедрин Сильвестр. Большая гавань на острове Капри. 1828

Вот ещё две одинаковые, но написанные по-разному работы. Дело в том, что
Щедрин начал серьёзно болеть примерно в это время. И это, плюс новости из
последекабристской России, вызвало реакцию художника.
В последние два года,
на его работах появились тёмные и чёрного тона детали, написанные как кошмары и т. д.

Эти две работы из того времени, когда его тревоги начиналась.
Не забудьте что медицина не могла ему помочь в его болезни.
Я не знаю что это было. Это не было психическое заболевание.
Видите насколько мрачнее вторая работа? Она прямо давит.
Примерно с того времени краски становятся темнее,
а в воздухе висит тревога или ещё сильнее чем тревога
.

Shchedrin,Italy,landscape
Щедрин, Сильвестр. Неаполь 1819

Эта работа написана, когда Щедрин только приехал и писал согласно академическим канонам.

Тоска зелёная.

Вот так скучно, как эта работа, продолжали писать пейзаж в России, пока не стали следовать тому
новому, что создал Щедрин.
Посмотрите сами на последние работы. Кроме одной. Про неё я скажу.


Shchedrin,Italy,landscape
Щедрин, Сильвестр,Терраса на берегу моря.
Местечко Капуччини близ Сорренто. 1827.


Ещё одна терраса. Есть несколько вариантов. Может быть Щедрин,
который очень полюбил писать веранды и террасы, писал их потому
что они его успокаивали?
Так они и написаны. Я не могу показать все.


Shchedrin,Italy,landscape
Щедрин, Сильвестр. Лунная ночь в Неаполе 1828

Эта работа восхитила и публику и художников. и до сих пор она замечательно смотрится.
Какой талант! Куинджи написал "«Ночь на Днепре» больше чем через полвека.
Через полвека надо превзойти и сделать иначе. Он сделал по-своему. Его "Ночь..." поражает экзотикой.
Но по-моему "Лунная ночь в Неаполе"--это настоящая живопись, а не фокусы в цирке.


Shchedrin,Italy,landscape
Щедрин Сильвестр В окрестностях Сорренто близ Кастелламаре 1828

Shchedrin,Italy,landscape
Щедрин Сильвестр Феодосиевич. Вид из грота на Везувий и Кастелло дель Ово в лунную ночь.

Shchedrin,Italy,landscape
Щедрин, Сильвестр Автопортрет 1817 Третьяковка

Когда Щедрин умер, некоторые люди из России, попытались передвинуть его работы в Россию.
Я не знаю деталей, но у них почти ничего не вышло. Наверное как всегда, у бедной России
не было денег.
Немного его работ есть в Русском музее и в Третьяковке. Основная масса работ Щедрина 
находится в итальянских музеях и в частных коллекциях по всему миру.


Щедрин был настоящий, большой талант.


Русский художник-пейзажист
Щедрин, Сильвестр Феодосиевич (1791-1830)
умер в городе Сорренто 8 ноября (нов. стиль) 1830 года.


Он не дожил до 40 лет 2 месяца и 5 дней.

Вениамин.
Tags: 19век, Автопортрет, Академизм, Брюллов, Живопись, Искусство, Италия, Пейзаж, Портрет, Портрет мужской, Романтизм, Россия, Щедрин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments