veniamin1 (veniamin1) wrote,
veniamin1
veniamin1

Передвижники и социальная история страны.

Передвижники и жанровая живопись.

Я не слишком увлекаюсь той жанровой живописью, которую создавали передвижники и рядом с ними.
Но среди жанровых работ тоже бывают разные и поэтому и относиться можно по-разному.
А самих передвижников было очень много. И они были разные, иногда очень интересные таланты.

Давайте когда-никогда взглянем.
Передвижники и их сюжетный фотографический реализм, это наша история. Особенно хорошо
они написали социальную историю русской жизни в 19-ом--- и в первые пару лет 20-го века.
Кроме этого есть ешё много и очень много портретов. И конечно русский пейзаж и все остальные жанры.

Кроме того---передвижники, это большой этап развития изобразительного искусства страны.
По одной, по две работы. Спешить некуда.А у меня их есть вагон.


Maksimov,Russia
Всё в прошлом. 1889г
Максимов Василий Максимович (1844-1911);

Когда Максимов написал эту знаменитую работу, он не мог предположить,
что его последние больше чем 15 лет жизни пройдут в лишениях и просто в крутой нужде.

Эта картина пользовалась настоящим успехом и Максимов много раз повторил заказы на эту картину.
Точное названние картины, говорит нам почти всё.

И это была правда жизни мелкопоместного и среднего, почти полностью
безинициативного дворянства, после того что они потеряли рабов.
Старуха-помещица уже не живёт в барском особняке. Окна в помещичьем
доме заколочены и он ждёт покупателя, который скорее всего не появится.
Если в деревне попозже будет строительство, тогда барский особняк купят
на слом, для камня. Это было обычное дело. Хотя бывало и иначе. Я сейчас
помещу под этой картиной, другую, на эту же тему.
У помещицы осталась добротная изба, её бывшая дворовая девка-- почти такая
же старуха как и она--самовар с остатками сервиза, мягкое кресло, собака
и воспоминания. И это всё. Чайничек для заварки какого-то подозрительного
металла, и эти две женщины пользуются чайничком для заварки на целую семью,
потому что у них нет другого.
Собака тоже--старая. И поэтому дремлет. Помещица явно вспоминает лучшие времена.

Всё, о чём ей приятно вспоминать в далёком прошлом. И она вынуждена общаться
с её бывшей дворовой девкой, чтобы вспомнить ушедшие времена и исчезнувших людей.
Эта крестьянка, тоже их помнит. Но помнит по-своему.

Это прямая живопись. Почти фотография. Как нередко бывало с жанровыми
работами передвижников.
Но эта картина нужна была тем, кто страдал по тем временам, когда помещик
был бог и царь для крестьян.
Вся их жизнь, как и у этой помещицы, теперь состояла из воспоминаний.

Поэтому Максисмов не один раз переписал эту картину по заказу. Когда в начале
20-го века авангард стал наступать, Максимов, который жил в провинции, остался
без заказов. Его работы почти не продавались.
Конец его жизни прошёл почти в настоящей бедности.


Богданов-Бельский,  Новые хозяева. 1913 http://veniamin1.livejournal.com/profile
«Богданов-Бельский, Новые хозяева. 1913 http://veniamin1.livejournal.com/profile» на Яндекс.Фотках

Вот она, другая ситуация. Семья кулака купила барский дом.
Богданов-Бельский точно написал два вагона деталей. Посмотрите сами.
На столе лежат свежие булки и бублики. Без счёту, кому сколько.
Бери не хочу.
Значит живут богато. Самовар наверное им достался барский как
и портрет от барского роду, который висит на стене. И часы,
наверное с красивым боем. Инициативные Лопахины шли на смену, неспособным
позаботиться даже о себе и о своих семьях, русским поместным дворянам. Тут полно деталей.

Главное в этой работе, было то--- ОБЯЗАТЕЛЬНО ЭПАТИРУЮЩЕЕ--- общее впечатление, которое
производили на русское общество крестьяне втягивающие чай из блюдца среди
колонн и семейных помещичьих портретов.



Богданов-Бельский Н. П. Автопортрет 1915 http://veniamin1.livejournal.com/profile
«Богданов-Бельский Н. П. Автопортрет 1915 http://veniamin1.livejournal.com/profile» на Яндекс.Фотках

Это Богданов-Бельский Николай Петрович (1868-1945).
Тоже из крестьян, как и Максимов. Богданов был незаконнорожденный сын батрачки.
Нищета, недоедание и позор безотцовщины. Но нашлись хорошие люди,
которые увидели талант. Он попал в знаменитейшую частную крестьянскую
школу ботаника и математика Рачинского,оттуда в Московское училище (МУЖВЗ)и
дальше в академию в класс самого Репина.
Потом и в Париже он поучился в академии с именем, у хороших педагогов.
Богданов-Бельский не был крестьянским художником, как его, уже знаменитого,
часто называли.

Он был художник с талантами, который получил прекрасное, и можно сказать
блестящее образование.
Его работы всегда были украшением выставок передвижников. Просто лично я сам не очень-то
люблю картинки, типа фотография, от передвижников. Передвижники и их лидеры, типа
Победоносцева от искусства Г.Г. Мясоедова, братьев Маковских и подобных им, не давали ходу
русскому искусству. Очень вредное и тупое влияние на русское изобразительное искусство.

Но нельзя сказать, что мы видим крестьянина. Перед нами явно высокообразованный БАРИН, разве
не так?
Чуть ли не избалованный и утончённый сибарит.
Вот и вся генетика. Для правды нужно сказать, что в том же, в 1895 году коллега-художник,
С. Малютин, написал портрет Богданова-Бельского. Того же года, но там Богданов-Бельский не
выглядит сибаритом и человеком верхнего общества из модных салонов. Выглядит совсем иначе.

Про него, я когда-то делал длинную ветку на форуме, но много работ портят впечатление.

Потому что есть похожие темы. У передвижников, которые почти все писали жанровые и к тому же
нередко социальные работы, часто были повторения темы, похожие композиции и даже повторение
сюжета.
-----------------------------
Надо не совсем много работ для понятия и представления о его работах и о нём.


Богданов-Бельский,  Горе.1909.http://veniamin1.livejournal.com/profile
«Богданов-Бельский, Горе.1909.http://veniamin1.livejournal.com/profile» на Яндекс.Фотках

Горе оно всегда горе.
БЕЗЫСХОДНОЕ.
Он остался один с детьми. Мы понимаем, что его жена была молодая женщина.

В деревне взрослели раньше.
Потому что такая была жизнь.
И поэтому, девочка понимает случившееся, почти на всю глубину последствий.
Мальчик (с подозрительной головой рахита от недоедания) чувствует , что всё очень плохо.
И они не могут помочь отцу, который не знает как справиться с горем и не знает что теперь делать.
Это конечно фотография, но мы ведь и говорим о реализме, а не об авангарде.

И это с классом исполненная работа в этом стиле. Как и большинство работ Богданова-Бельского.


Богданов-Бельский,  Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского. 1895. http://veniamin1.livejournal.com/profile
«Богданов-Бельский, Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского. 1895. http://veniamin1.livejournal.com/profile» на Яндекс.Фотках

Это знаменитейшая картина, как до революции так и в советское время. Она была у нас в начальной школе и была
на открытке, похоже очень большим тиражом.

Это и есть частная школа Рачинского.
Он оставил преподавание в Московском университете (не совсем добровольно) и продолжил в деревне дело их семьи по образованию крестьян.
Он создал несколько знаменитых школ. И у него были знаменитые учащиеся вроде Богданова-Бельского, и царь прислал ему личное письмо и награду.

Это он сам и сидит.У Рачинского была своя система обучения устному счёту. Очень успешная. О ней знали и её изучали на Западе.
Посмотрите какой сложнейший пример с степенями и с делением нужно было решить в уме.

Ученики ещё ходят и считают в уме, но уже есть первая ласточка.
И он тихонько сообщает Рачинскому результат на ухо.


Богданов-Бельский, Солнечное утро 1935г. http://veniamin1.livejournal.com/profile
«Богданов-Бельский, Солнечное утро 1935г. http://veniamin1.livejournal.com/profile» на Яндекс.Фотках

Эта работа очень удачная и очень неожиданная.
Те художники, которым она не попадалась, всегда удивляются и даже поражаются.

На эту работу хочется смотреть. Вот тебе и фотография. Никакой фотографии! Это притягательный
(пейзаж? натюрморт с солнцем? А? Не имеет значения! )талант, вот что.
Талант всегда создаст что-нибудь, что остаётся и напоминает о красоте и гармонии.


Максимов В. М.,  Больной муж. 1881г.http://www.livejournal.com/
«Максимов В. М., Больной муж. 1881г.http://www.livejournal.com/» на Яндекс.Фотках

Напоследок ещё одна работа Максимова.
Максимов Василий Максимович (1844-1911).
Максимов был из крестьян. Он знал весь этот ужас наизусть.

Она надеется, что Богородица ей поможет. Муж уже, похоже не отвечает.
Еда стоит нетронутая.
В любом случае и она и её дети, без него станут почти что нищими. Очень бедными.

Женщина знает что её ждёт, если она останется без мужа. 


Это страшная и правдивая работа. Это не самый бедный дом. Пиленые доски на потолке, и
на полу, и бревна с внутренней стороны пиленые. Пиленые доски были дорогие.
Поэтому везде использовали брёвна.
Обычно полом  была утоптанная земля.

Посредине избы когда становилось холодно. спала корова с телёнком, а вокруг на полу семья.

Этот дом явно знал лучшие времена.
Но всё почему-то пришло в упадок (может глава семьи давно болеет?) и мох ,
или что-то его заменяющее, между брёвнами уже весь пересох.
Потому что не меняют.

Не поможет ей Богородица.

Чувствуете? Максимов так это написал, что мы знаем--не поможет.

Я буду возвращаться время от времени к работам передвижников и примкнувшим к ним.

Это гигантский слой.

Если не в слишком больших дозах, то на них можно смотреть с интересом.
Конечно нужно не брать всё подряд. Работ передвижников, наверное не маленькие тысячи.

Нужно брать только со смыслом. А для этого, нужно твёрдо представлять себе что хочешь показать.


Вениамин.
Tags: 19век, 20век, Автопортрет, Академизм, Анна Каренина, Богданов-Бельский, Деревня, Жанр, Живопись, Искусство, Кулаки, Максимов, Маслова, Мужской портрет, Пейзаж, Передвижники, Помещики, Портрет, Реализм, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments