?

Log in

No account? Create an account
veniamin1
FRANCISCO de GOYA --- the Father of Modern Art. №9 
16th-Jun-2011 03:04 am
ВЕСЬ ГОЙЯ ФРАНСИСКО НА СЕГОДНЯ.
КЛИК!


ФРАНСИСКО ГОЙЯ (1746-1828)--- ОТЕЦ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА.
№9


Нападение на карету. 1787 Гойя
«Нападение на карету. 1787 Гойя» на Яндекс.Фотках

Давайте попробуем поймать за хвост и не только
прочувствовать, но попробуем рассмотреть, увидеть и понять волшебную силу
искусства. У меня давно крутится идея парных, сравнительных работ. Я даже
попробовал несколько раз. Удачно.
Мы смотрим на две работы Гойи, на которых написаны очень схожие сюжеты,
с похожими общими деталями.

Эти работы разделяют всего лишь 6 или 7 лет. В чём же разница?
На верхней работе мы видим в чистом виде рококо. К этому времени, к 1787 году,
Гойя уже создал в живописи СВОЁ! Много! Но влияние Тьеполо (лидер позднего
Рококо в Италии. Жил 9 лет и умер в Мадриде.) и влияние рококо вообще,
ещё было с ним.

Мы видим стандартный сине-зелёный пейзаж рококо. Эти цвета, и то, что
фигуры занимают немного места, очень понижает психологическое влияние
страшного сюжета.
И Гойя не вывел сюжетную группу в самый центр, как он это делал,
как никто другой, потом, до конца жизни.
Слева лежит убитый, правее, кого-то сейчас убьют ножом или кинжалом.
Справа от всей группы тоже виднеется убитый. Дамы умоляют бесчувственных
убийц, но на нас всё это не очень воздействует.

Потому что Гойя сделал центром картины то, как бандиты изучают добычу.

Фигуры совсем не большие, но центр фигурной композиции, это конечно два
бандита
рассматривающих ожерелье и всякие другие ценные вещи, которые конечно были
у этих дам.
И эти стандартные сине-зелёные тона рококо и обычная, сочная растительность
этого стиля, просто не подходят к этому сюжету, который должен производить
страшненькое впечатление на наше восприятие и должен вызывать у нас совсем
другие ассоциации. Но не вызывает!

Гойя. Нападение бандитов на карету. (1793-4) Brigands attacking a coach .Tinplate. 42 x 31 cm.
«Гойя. Нападение бандитов на карету. (1793-4) Brigands attacking a coach .Tinplate. 42 x 31 cm.» на Яндекс.Фотках

Здесь мы смотрим на работу маслом на олове, в ряду тех миниатюр на олове,
которые,--- полностью оглохший и еле выживший в его страшной и мучительной,
непонятной болезни в 1792-93 году,--- создал новый Гойя.
Почти полностью исчез оптимизм, исчезли яркие тона,
почти не осталось жизнерадостности ежедневной жизни. Гойя разительно переменился.

НОВЫЙ ГОЙЯ.

Посмотрите на любую деталь. Сюжет почти тот же. Но РАЗНЯТСЯ ВСЕ ДЕТАЛИ!
И эта работа вызывает в зрителе правильную реакцию.
Никаких сладеньких зелёно-синеньких оттенков и цветов.
Поверхность земли состоит из не слишком приятной охры разных оттенков.
К Первой Мировой БОЙНЕ (sic) форма, в которую все правительства оденут
пушечное мясо своих стран, будет таких цветов.

Жёсткая композиция. Композиция не отпускает.
Пейзаж уже играет вспомогательную роль,как всегда будет у Гойи в его всех
последующих жанровых работах и даже в портретах.

Здесь пейзаж подчёркивает,концентрирует и сжимает наше
внимание на сюжетную, фигурную группу.

В центре картины Гойя написал ВСЮ ГНУСНОСТЬ УБИЙСТВА.

Убийцы --- двуногие твари,
для которых нет такого понятия, как ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.
Эта работа и первая--небо и земля, несмотря на близость сюжетов.

Мы видим деловое убийство.

Гойя. Нападение бандитов на карету. (1793) Brigands attacking a coach .Tinplate. 42 x 31 cm.
«Гойя. Нападение бандитов на карету. (1793) Brigands attacking a coach .Tinplate. 42 x 31 cm.» на Яндекс.Фотках

Вот здесь, около кареты, кого-то уже окровавленного, сейчас прикончат ножом.

Гойя. Нападение бандитов на карету. (1793) Brigands attacking a coach .Tinplate. 42 x 31 cm.
«Гойя. Нападение бандитов на карету. (1793) Brigands attacking a coach .Tinplate. 42 x 31 cm.» на Яндекс.Фотках

А джентльмен из этой кареты (похож на хозяина) умаляет главу бандитов о жизни.
Видите куда он смотрит?
Но этот вожак убийц и бандитов даже не отвернулся. Он просто смотрит в другую
сторону.
Он уверен, что его коллеги убьют всех. Для безопасности. Больше его ничего
не интересует.
Чужая жизнь для него и для всех бандитов, НЕ ИМЕЕТ НИКАКОЙ ЦЕННОСТИ.
Тот который целится из ружья, сейчас выстрелит. У бандитов была твёрдая репутация.
Они убивали всех, чтобы не было свидетелей. Жизнь это не рассказы Мериме про Кармен.
Поэтому, умоляющий о милосердии знает, что его сейчас убьют. Он умоляет, потому
что так устроена наша психология.

Страшная картинка. Талантливо и ТОЧНО!

Посмотрите, как Гойя, кототорый не писал пейзажи (наверное не любил), снова,
как и во вчерашней картине, просто прекрасно создал нужный уровень освещения
тучами и облаками через которые, так ловко! центральная группа освещается солнцем,
которого мы, тем не менее не видим. Взгляните на небо и на свет. Стоит того.
Горы написаны почти УСЛОВНО. Этот горный фон толкает к нам центральную
фигурную композицию .

Когда-то был Золотой мальчик Голливуда, Тальберг (Оскар им. Тальберга продюсерам),
который перенёс ещё в первой половине 20-х годов все съёмки в павильон.

И в павильоне снимали горы и прокладывали реки в течении нескольких десятков лет.
Великие тоже делают неслабые ошибки.
Бывало нередко снимали актёров на фоне киноэкрана, на котором плёнка показывала
прерии или те же горы.

Гойя. Нападение бандитов на карету. (1793) Brigands attacking a coach .Tinplate. 42 x 31 cm.
«Гойя. Нападение бандитов на карету. (1793) Brigands attacking a coach .Tinplate. 42 x 31 cm.» на Яндекс.Фотках

Посмотрите на карету. Наверное мимо левой стороны кареты посмотрите на горы.
И вы обязательно увидите почти то же, что делал Голливуд, когда горы показывали
на экране, перед которым актёры играли киносюжет.

Вот так дилижанс или карету очень специально раскачивали перед экраном с нужным
пейзажем и это снимали камерой.
Потом мы видели в кинофильме карету, которая ехала в горах или рядом с цветущим садом.
Пейзаж получался чуть светлее и иногда даже чуть-чуть мутнее на экране кинотеатра,
чем актёры на переднем плане. У Гойи, мутненькие горы против кареты, выглядят
как те кадры в старом американском кино.
Кто понимал в те годы что к чему, сразу замечал. Но развитые американцы,
без серьёзных проблем принимали условность кино.

То, как Гойя стал применять пейзаж, для усиления значимости
центральной сюжетной композиции, скорее всего было уникальным. Или очень
рядом с этим.

После болезни, глухой Гойя менялся быстро.
Окончательно сформировался великий революционер. ОТЕЦ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА.
Прошло только 3-4 года, и он сделал Капричос. В следующем веке Чёрную Живопись.
Гойя очень много сделал, после того что он стал другим.
Об этом надо говорить и показывать.

Гойя. Нападение бандитов на карету. (1793) Brigands attacking a coach .Tinplate. 42 x 31 cm.
«Гойя. Нападение бандитов на карету. (1793) Brigands attacking a coach .Tinplate. 42 x 31 cm.» на Яндекс.Фотках

Ручеёк, или источник воды, который течёт на самом переднем плане,
конечно же говорит о ВЕЧНОСТИ и О ТЩЕТНОСТИ. Я не удержался и сказал немного
красивенькими словами, но я думаю что понятно.

Вон лежит СМЕРТЬ! После всего нескольких десятков лет жизни. Страшная смерть,
а жизнь короткая.
А вода здесь течёт веками. И возможно впереди не меньше.
В этом и есть, по-моему, вся идея этого ручейка, который,
такой тоненький и слабый, переживёт этих людей на века.


Вениамин.
This page was loaded Jun 19th 2019, 7:48 am GMT.